Рабочий и работница со сварочной маской: о чём напоминают скульптуры в посёлке Пятницком
Историю изваяний «Белгородская правда» рассказывает вместе с Людмилой Горленко, которая почти 20 лет руководила местным Домом культуры

-
Статья
-
Статья
Работница и рабочий встречают гостей у порога Центра культурного развития посёлка Пятницкое Волоконовского района. Возраст пары 65+, но по ним и не скажешь. Молодые, красивые, целеустремлённые работяги появились тут в 1950-е – в то самое время, по которому сегодня часто ностальгируют.
Завод и рядом клуб
Парные скульптуры часто ставили у ворот, на входе в парк или, как в нашем случае, в Дом культуры. Можно было встретить женщин и мужчин со сварочными масками, гаечными ключами, мастерками, шестернями. Ещё, конечно, девушек с вёслами, юношей с мячами и другой атрибутикой здорового и физически развитого гражданина.
«В Пятницком в 1950-х начали строить сахарный завод, а недалеко от него – профсоюзный клуб. Завод, как и клуб, построили в 1954 году. Чтобы акцентировать внимание на том, что в посёлке развивается промышленность, у Дома культуры поставили две скульптуры – рабочего и работницы. Девушка держит в руке сварочную маску, мы её сохранили»,– рассказывает Людмила Горленко.
При больших заводах в то время были профсоюзные клубы, говорит Людмила Леонидовна.
«Тогда очень много внимания уделяли патриотизму, единению рабочих и крестьян. Стояла важная задача: воспитание человека нового типа – советского человека, – поясняет Горленко. – Дом культуры вёл просветительскую работу, организовывал культурный досуг и для рабочих завода, и для всех жителей посёлка. Примерно года через три после открытия сахарного завода здесь построили молочно-консервный комбинат. Посёлок стал рабочим. Сюда съезжались люди из всех окрестных сёл».

С точки зрения истории
Садово-парковые скульптуры соцреализма были очень популярны. Гипсовые, а позже бетонные изваяния, запечатлевающие советских граждан разных профессий, за различными занятиями, выпускали массово.
Несколько заводов скульптурно-декоративных изделий специализировались на тиражировании рабочих и работниц, пионеров с горнами, Лениных и кудрявых Володь Ульяновых. Одна из ближайших фабрик работала в Харькове. Кто и где сделал рабочих для Пятницкого, не известно.
«Мы пытались узнать детали, но, я думаю, в то время никто не придавал этому большого значения, поэтому и установить ничего не удалось», – делает вывод Людмила Леонидовна.
Она вспоминает, что раньше на фасаде ДК прямо за спинами скульптурных тружеников была большая мозаика.
«Её, к сожалению, больше 10 лет назад убрали во время ремонта. На мозаике были руки мужчины и женщины, надпись «1954 год», – рассказывает Горленко.
Сами же скульптуры в довольно хорошем состоянии, хотя гипс и бетон – не лучшие материалы для парковых памятников: без ухода они быстро ветшают и разрушаются.
«Конечно, эти скульптуры не имеют архитектурной либо художественной ценности. Но сейчас они ценны с точки зрения истории. Их надо сохранить как свидетельство ушедшей эпохи», – считает Людмила Леонидовна.

А где же маска?
Братьев и сестёр пятницких рабочих можно встретить по всему бывшему Союзу. Так, ворота центрального парка Белгорода тоже в своё время получили гипсовых рабочего и работницу. Юноши похожи мало, а вот девушки-сварщицы из Пятницкого и Белгорода, кажется, близнецы. Однако внимательный читатель возразит, дескать «белгородка» не держит маску сварщицы, и будет прав. Ещё более внимательный заметит, что рука у девушки, прямо как у крепкого мужчины.
За объяснениями обратимся к истории. Красивые ворота в парке Белгорода тоже появились в середине 1950-х. В 60–70-е у труженицы в руке ещё была маска. А потом приключилась неприятность: сварщица лишилась конечности. Баек о том, кто и при каких обстоятельствах отломал ей руку с маской, ходит с десяток. Вместо потерянной руки слепили новую. Но уже без маски и непропорционально большую.
Получается, белгородской труженице повезло чуть меньше – и это притом что ворота со скульптурами в парке являются объектом культурного наследия местного значения.
Наталия Козлова