Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 октября 2021,  11:57
 Иван Смирнов 333

Бюджетные услуги окажет НКО. Как родилась и воплощается идея социального заказа

Бюджетные услуги окажет НКО. Как родилась и воплощается идея социального заказаФото: Департамент соцзащиты населения и труда Белгородской области
  • Иван Смирнов
  • Белгородская правда
  • Иван Смирнов
  • Белгородская правда

С 1 января 2021 года начался эксперимент по привлечению негосударственных некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере. Традиционно эти услуги предоставляются государственными и муниципальными учреждениями.

 Теперь же включается новый механизм распределения бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственных (муниципальных) услуг, – социальный заказ. Что же изменится и как?

Что такое государственный (муниципальный) социальный заказ?

«Сама идея соцзаказа зрела давно – проект закона о нём был разработан Минфином ещё в 2016 году и опубликован на федеральном портале проектов Нормативных правовых актов (НПА), но приняли его только через четыре года, – напомнила Елена Батанова, начальник департамента социальной защиты населения и труда Белгородской области. – Сам закон о соцзаказе вступил в силу 1 сентября 2020 года. Однако о полноценном его действии говорить было нельзя: документ носит рамочный характер, то есть предполагает принятие подзаконных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».

Ведь какова основная цель принятия Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»? Прежде всего, расширение круга возможностей потребителей социальных услуг и повышение их качества. Если ранее услуги, предоставляемые потребителю за счёт бюджетных средств, оказывать могли только бюджетные учреждения, то нововведение допускает на рынок госуслуг и других исполнителей.

Итак, согласно закону о соцзаказе госуслуги в социальной сфере будут предоставляться потребителю за счёт бюджетных средств конкурентным и неконкурентным способом.

«Неконкурентный способ – это старый добрый государственный заказ, – уточняет Елена Павловна. – А вот конкурентные нововведения – это два варианта отбора исполнителей услуг: конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и социальный сертификат».

Все государственные и муниципальные услуги в социальной сфере, которые оказывают в рамках государственного или муниципального соцзаказа, освобождены от НДС – согласно поправкам, внесённым в статью 149 Налогового кодекса. Это позволит создать равные условия налогообложения при оказании таких услуг для гос­учреждений и негосударственных социально ориентированных организаций.

Елена Батанова Елена Батанова / Фото: Департамент соцзащиты населения и труда Белгородской области

Что такое конкурс?

Конкурс – это отбор поставщиков социальных услуг из числа любых юридических лиц, а также, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.

«Согласно части 3 статьи 9 Закона о соцзаказе все участники отбора исполнителей услуг должны соответствовать указанному здесь перечню требований, – говорит Елена Батанова. – Например, у них не должно быть недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам, конфликта интересов с организаторами».

Участники подтверждают своё соответствие установленным требованиям гарантийным письмом. Могут быть истребованы и другие документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в объявлении о проведении конкурса, согласно правилам проведения конкурса.

Объявления о проведении конкурса размещаются на специальных интернет-площадках. Процедура выбора поставщика услуг напоминает процедуру закупки – участники должны соответствовать установленным требованиям, их предложения оцениваются по определённым критериям, с выбранными исполнителями услуг заключается соглашение, их работа оплачивается из бюджета, качество предоставления услуг контролируется заказчиком.

Что такое социальный сертификат?

Согласно части 7 статьи 2 закона о соцзаказе это именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.

«Причём важно отметить: не только из числа государственных организаций», – подчёркивает Елена Павловна.

Сертификат регулирует количество и объём предоставляемых услуг, условия их предоставления, а также (в установленных нормативными правовыми актами случаях) определённое качество предоставляемой услуги. Сертификат гарантирует получение из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ средств на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием конкретной услуги.

То есть социальный сертификат удостоверяет право гражданина получить социальные услуги в определённом объёме и на определённых условиях и право исполнителя получить плату в виде бюджетных средств за оказание этих услуг.

Общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере утверждены Правительством РФ.

Может ли учреждение, выполняющее госзадание, участвовать в конкурентном отборе?

Да, может. Частью 3 статьи 9 Закона о соцзаказе установлен ряд требований к участникам отбора исполнителей социальных услуг. Любое юридическое лицо, соответствующее данным требованиям, может участвовать в отборе.

В свою очередь, часть 7 статьи 9 и ч. 1 ст. 18 Закона о соцзаказе устанавливают, что, если государственное (муниципальное) учреждение войдёт в число исполнителей соц­услуг по результатам отбора, такому учреждению утверж­дается государственное (муниципальное) задание и с ним заключается соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения этого задания. То есть этот дополнительный объём услуг войдёт в государственное (муниципальное) задание.

В чём преимущества механизма социального заказа для НКО? Они ведь и вне его уже участвуют в оказании услуг в социальной сфере.

Сейчас негосударственные организации оказывают услуги либо за плату, либо на средства грантов. Стабильными и постоянными эти доходы назвать нельзя.

Вместе с тем для НКО внедрение социального заказа даёт возможность обеспечить потребителю оказание услуги на регулярной основе, а не только тогда, когда организация получила грант. То есть за счёт выполнения соцзаказа формируется устойчивый финансовый фундамент, который позволяет НКО продолжать свою деятельность по оказанию услуг граж­данам и по реализации социальных проектов, не связанных с исполнением соцзаказа.

Механизм социального заказа гарантирует исполнителям услуг наличие понятных и прозрачных финансовых потоков.

«Сейчас есть дисбаланс в вопросах финансирования при оказании услуг государственными и негосударственными организациями, – отмечает Елена Батанова. – Негосударственные не получают средства на содержание имущества. Закон о социальном заказе вводит равный норматив. Также можно будет использовать авансирование, исключить риски неоплаты оказанных услуг».

Кроме того, тот факт, что НКО признали достойной оказывать бюджетные услуги, пойдёт на пользу репутации организации, даже если в дальнейшем её деятельность не будет связана с исполнением социального заказа.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×