Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 августа 2021,  10:44

Молодая учительница из Алексеевки – о формате работы с современными детьми

Молодая учительница из Алексеевки – о формате работы с современными детьмиЮлия КонопляФото: Валерия Солошенко
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

После целевого обучения в НИУ «БелГУ» Юлия Конопля начала работать в школе № 5 в Алексеевке. В 22 года ей предстояло найти общий язык с младшеклассниками, родителями и коллегами. Учительница рассказала, чему за год её научили дети и как помочь педагогам, чтобы они давали детям лучшее образование.

Нелёгкий выбор

После девятого класса Юлия Конопля поступила в техникум по направлению «земельно-имущественные отношения», но поняла, что ей ближе профессия учителя начальных классов.

«У меня тётя – учитель начальных классов. Конечно, предупреждала, что это нелёгкая работа, можно заработать болячки. Потом я ездила в лагерь вожатой. Месяц, 24 часа в сутки, жила с малышами. Меня это не остановило. Проходили практику в белгородских школах, говорили: «Сходишь, посмотришь. Может, передумаешь», – рассказывает Юлия.

После первого урока на практике студентка «вышла в холодном поту». Попала в переполненный класс, который по количеству учеников в шутку называли «Т 34».

«Мы сидели на уроке, я смотрю, один мальчик жуёт кроссовок, второй открытые ножницы в рот потянул, другой булку достал. У меня глаза по пять руб­лей. Учительница полна энергии, но удержать внимание в классе трудно – много детей».

После обучения учительницу, которая раньше жила в миллионном Воронеже, а потом в Белгороде, приняли на работу в школу № 5 в Алексеевке.

«Я решила, что буду искать в этом плюсы. Мои подружки обошли многие белгородские школы
и в сентябре остались без работы, а я уже в августе была трудоустроена».

Первый раз в четвёртый класс

В школе девушка стала учителем для 27 ребят из четвёртого класса. В августе созвонилась с родителями, а первого сентября познакомилась с ребятами. Первый классный час провели в формате квест-знакомства.

«Дети перемещались по станциям. На первой нужно было описать себя каким‑то словом. На второй рассказать о своём лете. Так ты проводишь ассоциацию с ребёнком и быстрее запоминаешь. Но ты тоже должна рассказать им о себе, потому что им всё интересно. В этом возрасте они понимают твои шутки, твой взгляд. Дети сначала притирались. Говорили: «Наша учительница делала вот так». Я объясняла им, что мы два разных человека. Надо было завоевать у детей уважение, а это тяжело».

Общий язык предстояло найти также с родителями и коллегами. По мнению Юлии, для успешной работы эти три аспекта должны сложиться воедино.

«В первые десять минут на родительском собрании было очень страшно. В глубине души сворачиваешься, но надо перебороть себя. Родители попались безумно понимающие. С ними нужно быть такими же, как и с детьми. Если чувствуешь, что сейчас лучше перевести разговор в неформальную обстановку, так и делаешь. Если нужно что‑то важное донести, говоришь построже. Регулируешь себя, как на джойстике».

В школе практикуют наставничество, когда старшие помогают младшим. У молодого учителя тоже есть наставник, который делится опытом.

В своём классе Юлия старалась создать уют, который когда‑то её саму окружал в начальной школе.

«Моя учительница начальных классов уже умерла, до этого мы к ней постоянно приезжали. Она была женщиной в теле и возилась с нами, как с цыплятами, собирала в кучку, к тёплышку. В классе мы были друг за друга. Тот же Вовчик, который всех бесил, всё равно был своим. Хочется такой же уют создать в своём классе».

Наблюдать и слышать

В университете студентам рассказывают о методике преподавания, а метод работы каждый учитель ищет сам: как интереснее подать материал, как общаться. Для Юлии важно, чтобы на уроке и переменах дети получали эмоции.

«Обсуждаем с ними домашних животных. Они приходят в восемь утра сонные. А я говорю: «У меня есть две кошки. Одна Вика, а другая Шарик». – «Как две кошки? Шарик – это собака!» – Ну, у меня дедушка назвал кота Шариком, а Шарик потом принесла котят». В классе начинается шум, обсуждение, живые эмоции, – улыбается девушка. – Если обсуждаете страны, находишь какие‑то интересные факты: «В такой‑то стране популярны велосипеды. А у нас в городе, где можно на них покататься? На набережной строится велосипедная дорожка. Сможем доехать до неё от школы?» Готовишься к урокам, представляешь себя десятилетним, выбираешь то, что запомнят. Пробуешь разные методы и смотришь на отклик».

Учитель может к месту пошутить:

«Пишем сочинение по картине «Февральская лазурь». Открываешь тетрадочку: «Февральская глазурь». Можешь обнародовать, но не называть имя. Дети посмеются, и тому ученику приятно внимание».

Или дать детям попробовать себя в роли взрослого.

«Давала отличницам тетрадки на проверку. Они десять раз подошли, спросили: «Ставить четыре с минусом или пять?» Я бы быстрее сама проверила, но им же интересно!»

Отношения с учениками Юлия старается построить на взаимоуважении: если слышать детей, то дети услышат тебя.

«Они бывают шумными, особенно, когда меня нет в классе. Один раз я вышла на совещание. Мне приходит видео: девочка сняла, как все смирно сидят. Говорит: «Юлия Васильевна, мы всех угомонили». У них совесть просыпается, и в этом особая трепетность».

Молодому учителю современные дети кажутся более взрослыми и смелыми, чем её поколение в школьные годы.

«Мы в четвёртом классе цеплялись друг за друга, катались по коридору, в прятки играли, а вечером по ИК порту передавали песни МакSим. Они же всё найдут в Интернете. И они смелее: пройдут по коридору, со всеми поздороваются, не боятся что‑то спросить».

Сохранить «уютный домик»

По целевому направлению Юлия отработает три года и, возможно, продолжит преподавать
в Алексеевке. Главное – не выгореть. Отработав с 8 до 17 часов, учитель приходит домой и продолжает проверять тетрадки, заполнять журнал, готовиться к урокам, даже клеить поделки к технологии.

«Учителя поднимают вопрос низкой зарплаты во вторую очередь. В школе хочется находиться в моменте, в детях, на перемене спросить, как они провели праздники, а не заполнять много лишних документов. Обидно: почему у депутата есть секретарь, а у учителя нет? Я бы даже отказалась от части зарплаты, лишь бы не заполнять лишние бумаги. Лучше хорошо проведу урок и понятно объясню, что такое ЮНЕСКО, чем буду показывать детям что‑то на слайдах».

Девушка считает, что если бы проблему с бумажной работой решили, многие учителя с большей радостью отдавались своей работе.

За год работы Юлия воспитала свой первый класс, подготовила детей к экзаменам, а после, к выпуску, получила опыт, будто за четыре года в начальной школе.

«Я не жалею, что мне дали четвёртый класс. Первоклассникам ты сама должна открыть и показать школу. А четвёртый класс наоборот учил меня. В последний классный час мы с детьми сняли видео в «ТикТок». Они весь год об этом просили, сделала им подарок. Я надеюсь, они чуть позже поймут, что уже взрослые и поскучают по этому уюту».

В сентябре к Юлии придут первоклашки, которых впервые нужно будет научить писать и считать. Молодой учитель признаётся: «Волнительно, но интересно».

«Я чувствую, что мой возраст детей – это начальная школа. У них ещё есть непосредственность, рычажки, которыми можно управлять. Даже если кто‑то из девчонок увидел в соцсетях, что у меня есть парень, ты пококетничала, но держишь дистанцию. Со старшеклассниками всё иначе. А начальная школа для меня – уютный домик, в котором дети и я. И мы друг от друга получаем взаимные эмоции».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×