Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 июля 2021,  11:17

Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде

Её тема – история живописного полотна Василия Поленова «Пруд с вётлами»

Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в БелгородеФото: Владимир Юрченко
  • Статья

14 июля в Белгородском художественном музее открылась выставка одной картины «В. Д. Поленов. «Пруд с вётлами». Возвращение» из фондов Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.

История о благородстве

Картину «Пруд с вётлами» привезли в Белгород 8 июля вместе с крупной выставкой русского искусства из Таганрогского худмузея. Полотно было написано в 1881 году, находилось в Таганроге, а во время немецкой оккупации его похитили. Много лет произведение Василия Поленова считалось утраченным.

«Этот проект знакомит зрителей со сложной судьбой и уникальной историей художественного произведения, итогом которой стало его возвращение в Россию, – рассказала «БелПрессе» замдиректора литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Лариса Токмакова. – В этой истории служение красоте и людям, похищение и странствия, торжество доброй воли, благородства и, наконец, триумфальное возвращение на родину».

Сохранить для Германии

Оккупация Таганрога длилась 683 дня. Желая жить в достойных условиях, немцы наладили в городе быт и культурную жизнь. Зондерфюрер Либерт в оккупационном бургомистрате исполнял обязанности руководителя городского управления культуры.

 

Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

Он наладил работу театра и музея. Гитлеровцы приняли меры для предотвращения расхищений, грабежей. Но делали всё это для себя.

«В последние дни перед освобождением Таганрога, 30 августа 1943-го, немцы в спешке паковали и вывозили материальные и культурные ценности, – говорит старший научный сотрудник таганрогского музея Алла Цымбал. – Либерт пришёл в музей, снял и унёс хорошо знакомые ему семь полотен: Шишкина, Айвазовского, Богданова-Бельского и других, в том числе Поленова».

Сотрудникам музея ничего не оставалось, как составить акт с описью утраченного, без надежды на возвращение предметов искусства на родину.

Музейный диалог

После войны «Пруд с вётлами» находился в Германии в частных руках. В 1959 году попал на рынок произведений искусства. В 1986-м эту работу вместе с другими полотнами русских художников XIX века приобрёл худмузей немецкого города Киля.

В 2005 году в России издали «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». 13-й том в нём посвящён Таганрогскому государственному литературному и историко-архитектурному музею-заповеднику.

 

Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

«В 2016 году по проекту «Российско-германский музейный диалог» наши немецкие коллеги ознакомились с электронной версией этого каталога, нашли у себя эту картину и решили её вернуть, – продолжает Алла Цымбал. – С немецкой педантичностью затребовали копии всех исторических документов, которые свидетельствуют о её происхождении и истории, включая тот самый акт о том, что полотно увёз Либерт. В 2017 году картина «Пруд с вётлами» вернулась в Россию».

Церемонию прощания с картиной в музее Киля немцы так и назвали – «Прощание». Перекликаясь с ними, таганрогцы свою выставку назвали «Возвращение».

Справедливость торжествует

На выставке – и сама картина, и копии документов. Посетители знакомятся не только с драматической историей полотна, но и с его живописными достоинствами. Василий Поленов (1844–1927) входит в число великих русских живописцев. Он был и профессором Императорской академии художеств, и сценографом, архитектором.

 

Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

«Пруд с вётлами» относится к серии его работ про вдохновлявшие художника тихие неприметные озёра. Полотно отличается разнообразием оттенков зелёного, богатством деталей, тщательным прописыванием растительности, обильно окружающей пруд.

«Эта выставка перекликается с военной историей Белгорода, – отметила на открытии председатель белгородского горсовета Ольга Медведева. – Оба наших города были освобождены в августе 1943-го, и если Белгород был разрушен физически, то таганрогцы могут говорить о духовном разрушении – гитлеровцы вывезли огромное количество произведений искусства. Но всё в итоге восстанавливается, и справедливость торжествует».

Начальник управления культуры области Константин Курганский подчеркнул, что необычный для Белгорода формат выставки одной картины способен выполнить главную задачу – привлечь в музей множество посетителей, включая молодёжь. А директор белгородского музея Татьяна Лукьянова говорила о том, что рассказанная здесь история – яркий пример служения музейному делу, которое подразумевает хранить, изучать и показывать публике культурное наследие.

Выставка будет работать до 22 августа.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×