Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 мая 2021,  11:15

Куклы в студию. Как в Бирюче появился детский музыкальный театр

Куклы в студию. Как в Бирюче появился детский музыкальный театрФото: Павел Колядин
  • Белгородская правда

Показывать и рассказывать русские народные сказки с помощью кукол директор Красногвардейской детской школы искусств Александр Сериков и его коллеги-преподаватели начали больше трёх лет назад. А в 2020 году творческая инициатива вылилась в серьёзный проект, победивший в конкурсе Фонда президентских грантов.

Идея фикс

Добрым молодцам урок руководитель ДШИ извлёк именно из старых добрых сказок, оживших однажды благодаря ему и педагогам школы. Вместе они объездили 25 сёл Красногвардейского района, чтобы привить детям любовь к искусству – с самодельной ширмой, музыкальными инструментами, костюмом Петрушки, купленным по случаю. Наверняка в отдалённых населённых пунктах есть мальчишки и девчонки, ни разу не видевшие балалайку и баян, никогда не смотревшие кукольные спектакли воочию – для них и откроется занавес в мир прекрасного, предполагал Александр Сериков. Так и произошло: юные зрители принимали взрослых артистов восторженно и с благодарностью.

«Кто‑то из коллег управлял куклами за ширмой и озвучивал их, кто‑то обеспечивал музыкальное сопровождение, моя супруга, преподаватель ДШИ Анна Серикова, была рассказчицей, – говорит директор. – Мы не просто демонстрировали ребятам сюжеты известных произведений, но и учили играть на инструментах. Впечатлениями запасались надолго».

Знакомые маленьким селянам книжные персонажи после спектаклей представали перед ними в ином образе. Оказывается, серый волк вовсе не страшен и даже симпатичен, заяц хоть и труслив, однако хитрее лисы, а не битую рыжую обманщицу хотелось иногда пожалеть: вдруг ей действительно больно? Даже консервативные педагоги школы искусств, исполняя роли героев, неожиданно обнаруживали в себе актёрские способности, играли свободно, открыто и весело. Куда пропал пессимизм, с которым они изначально встретили идею о кукольном театре, вскоре никто не вспоминал.

«Удивительно, с каким энтузиазмом мои коллеги соглашались на эти поездки по детским садам, школам, сельским домам культуры, где давали спектакли, – делится руководитель. – Они привыкли разучивать с детьми гаммы, организовывать академические концерты, а тут такое творчество. Всем стало интересно попробовать решить новые задачи. И у нас получилось».

Мы победили

В Фонд президентских грантов первичная профсоюзная организация работников Красногвардейской ДШИ отправила заявку как проект по созданию детской музыкально-театральной кукольной студии. Александр Александрович привлёк к искусству юных бирюченцев не только в качестве зрителей – почему бы им самим не управлять сюжетной линией? Распределить роли, выучить слова, взять в руки куклы и прожить с ними короткую сценическую жизнь, спрятавшись от десятков любопытных глаз за ширмой, – это ведь несложно. Убедить бы теперь членов конкурсной комиссии в том, что театральная игра с куклами стоит свеч.

«О том, что наш проект победил, мы узнали в июне 2020-го, а в августе Фонд перечислил нам почти 360 тысяч рублей на реализацию идеи, – объясняет Сериков. – Значительную часть суммы потратили на музыкальные инструменты: купили трубу, балалайку, 40 деревянных ложек, трещотки, треугольники, жалейки, баян, костюмы для музыкантов и рассказчицы, портативную аудиоколонку, микрофоны».

— А куклы? – спрашиваю у директора с удивлением. – Где взяли куклы?

— Театральный реквизит, включая ширму и куклы, изготовил местный художник Владимир Паламарюк, –
отвечает Александр Александрович. – Попросил его сделать самых популярных персонажей – деда с бабкой, Емелю, лису, волка, Машеньку, медведя и других, всего 20 штук. Позже увидите, какими красивыми и прочными вышли сказочные герои.

Актёров долго искать не пришлось: ими в основном стали ученики школы искусств, не первый год занимающиеся на разных отделениях. В театральную студию записались и несколько ребят, не имевших ранее подобного опыта. Чтобы никому не было обидно, Александр Александрович разделил обязанности между ними следующим образом: в этом спектакле, например, с куклами работает одна группа, а с музыкальными инструментами – вторая, в другом представлении они меняются местами. Правда, премьерное выступление до сих пор не состоялось из‑за ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции.

«По условиям договора с Фондом президентских грантов до 28 февраля 2021 года мы должны были приобрести необходимое оборудование, отрепетировать наши сказки, что и сделали в положенный срок, – отмечает Александр Сериков. – И в ближайшее время нужно провести семь мероприятий, охватить не менее 150 детей. Нас уже зовут библиотеки, потому что все хотят, наконец, посмотреть представление. Постараемся всё‑таки организовать спектакль с соблюдением санитарных требований. Шестнадцать участников студии готовы и ждут своего часа».

Слова и музыка

«Жили-были на опушке с внучкой Любушкой в избушке дед и бабка – старики, на подъём очень легки, – начинает повествование Анна Серикова, выглядывая из окошка импровизированной деревенской хаты».

Внизу у микрофонов Настя Телешенко с персонажем Любушкой, Маша Чижикова, играющая бабку, и Никита Образцов, исполняющий роль деда-ворчуна. Вокруг избушки – музыканты, в нужные моменты создающие атмосферу сюжета. За несколько минут она меняется не единожды, поэтому важно дать почувствовать зрителям переживания героев.

Когда внучка просит деда нарвать в огороде морковь, а тот отказывается – это одно настроение, когда ложится поспать на траве, припекаемая солнышком, – другое. Всё переворачивается с ног на голову, когда старики теряют Любушку и отправляются на поиски: звук, издаваемый спрятавшимся в растениях ёжиком, дед и бабка принимают за рычание медведя. В самый раз схватиться за винтовку, о чём испуганный герой просит свою супругу, и музыка в такие секунды словно ведёт по лабиринтам закрученного сюжета и ставит финальную точку в счастливой концовке. Облегчённо выдыхаем, радуемся, что во время постановки никто из персонажей не пострадал, и благодарим ребят за мастерство. Как же здорово! Знаете, кто автор?

«Сказка называется «Пых», сочинила её в стихах за один вечер, – признаётся преподаватель теоретических дисциплин Красногвардейской ДШИ Анна Серикова. – Детям нравится. Они собираются здесь не только для репетиций – гляньте, с каким удовольствием общаются друг с другом».

Десятилетняя Настя Телешенко – она же Любушка и ёжик – светится от счастья, держа в руках куклу, и гордо показывает мне симпатичного персонажа, из‑за которого пару минут назад случился настоящий переполох. На вопрос, почему играет в студии, отвечает с уверенностью состоявшейся кинодивы, несмотря на то, что Любушка – лишь первая роль:

«Потому что рождена для актёрства. Я и поплакать могу, если надо. Показать?»

Бирюченский театр начинается не с вешалки, а с беспокойного директора Красногвардейской школы искусств и его способных целеустремлённых воспитанников. Сказка – ложь, да в ней намёк. На то, что всего сильнее справедливость, честность и добро.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×