Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 мая 2021,  13:41

Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в Белгороде

Конкурс на обустройство музейного пространства выиграла питерская компания «Архитектура музея»

Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в БелгородеФото: Вадим Заблоцкий (архив)
  • Статья

О концепции новой экспозиции «БелПрессе» рассказала Юлия Алюшина – руководитель компании, выигравшей конкурс на лучшую идею проекта.

Заново, но лучше

В конце февраля 2021 года глава региона Вячеслав Гладков заявил, что диорама «Курская битва. Белгородское направление» должна стать одним из лучших музеев в стране. К этому моменту реконструкция в здании на улице Попова шла полным ходом: уже завершили инженерные работы, обновили основные коммуникации. 

Гладков подчеркнул, что необходимо реконструировать весь комплекс: на общую цель должны играть музейная площадь, сквер, набережная. Он поручил изучить передовой опыт и привлечь к разработке проекта ведущих специалистов. Самое важное, по мнению главы региона, – создать центр притяжения для людей всех возрастов.

«Без нового технологического подхода мы ничего не добьёмся. Нужно сделать такой объект, такой музей, аналогов которому в стране нет. Мы строим на десятилетия», – подчеркнул Гладков.

Его точку зрения поддержал и мэр Белгорода Юрий Галдун:

«Реконструкцию диорамы и центрального парка обсуждали долго и на разных площадках. Вячеслав Владимирович убедил – предлагаемые проекты рядовые. Необходимы новые креативные идеи. Объявляем конкурс. Так будет лучше. Добьёмся того, что будут сделаны неординарные объекты. Всё заново, но лучше».

 

Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в Белгороде - Изображение Фото: Владимир Юрченко (архив)

Не смещая акцента

Одной из тех, кого глава региона назвал ведущими специалистами в области создания музеев, является руководитель санкт-петербургской компании «Архитектура музея» Юлия Алюшина. Её работа хорошо знакома белгородцам: именно Алюшина проектировала музей бронетанковой техники в Прохоровке.

Когда в марте 2021 года Белгород объявил конкурс на лучшую идею реконструкции экспозиции диорамы, в нём участвовали несколько крупных архитектурных компаний, специализирующихся на музеях. Среди участников была и «Архитектура музея».

По словам Алюшиной, к этому времени проект интерьеров (главный художник по интерьерам – Анна Зарубина) был уже согласован и находился в процессе реализации, но общая концепция экспозиции не отвечала амбициозным задачам, которые были обозначены руководством области.

«Перед нами стояла задача найти соответствующие тематике музея мультимедийные и сценарные решения, не смещая акцент с великолепного полотна диорамы. Изначально мы видели этот проект не только современным, но и деликатным. Все решения должны быть уместными для музея, на котором выросло целое поколение белгородцев», – рассказывает Юлия Алюшина

Участникам конкурса дали месяц на разработку концепции, и уже в апреле проекты представили Вячеславу Гладкову и рабочей группе, курировавшей объект. После рассмотрения заявок победителем признали концепцию «Архитектуры музея».

 

Юлия Алюшина и директор музея-диорамы Мария Кугина Юлия Алюшина и директор музея-диорамы Мария Кугина / Фото: Фото из архива Юлии Алюшиной

 

«Конкурсной комиссии больше всего понравилась концепция, представленная Юлией Алюшиной, – рассказал «БелПрессе» начальник управления культуры Белгородской области Константин Курганский. – Из всех представленных на конкурс вариантов именно эта концепция больше других соответствовала тематике музея-диорамы».

На одной волне

Юлия Алюшина признаётся, что её команда не думала о том, выиграет или проиграет: художникам и архитекторам было просто не до этого. Один месяц – это очень небольшой срок для столь значительного объекта.

«Мы видели, как трепетно относятся сотрудники и директор диорамы к своей работе, как переживают за результат. Я чувствовала, что мы на одной волне, и у нас буквально с первых дней появилось желание обсуждать с ними абсолютно всё, что касается экспозиции, – рассказывает Алюшина. – Я спрашивала: «А что если само полотно диорамы не будет видно посетителям в первые минуты?» Предложила идею: пусть экспозицию объединит виртуальная волна огня, которая поведёт посетителя по музею». 

По словам Юлии, они не делают секретов из своих идей и сотрудники музея были первыми критиками:

«Поскольку я уже участвовала в создании музеев комплекса «Прохоровское поле», то хорошо представляю, какие ожидания есть у ветеранов, у жителей города и области относительно военно-патриотических центров, особенно такого значимого, как диорама».

 

Один из эскизов будущей экспозиции Один из эскизов будущей экспозиции / Фото: «Архитектуры музея»

 

Как пояснила Алюшина, концепция выстраивается вокруг полотна диорамы. Главная идея новой экспозиции в том, что оно должно открываться зрителю не сразу. Посетителя готовят к тому, чтобы увидеть это произведение искусства, чтобы оно предстало перед ним максимально эффектно. Эта идея будет реализована с помощью подвижных перегородок.

«Очень важно представить историю создания диорамы. Мы хотим добиться этого с помощью мультимедийного оборудования, витрин, которые также открываются в нужный момент, – рассказывает Алюшина. – В нашем проекте эпизоды диорамы оживают, персонажи картины при помощи виртуальных гидов рассказывают свои истории».

В новой экспозиции запланированы пять медиасценариев, дополненные обстановочные сцены, воспоминания, Книга Памяти. Поскольку площадь для размещения экспонатов в музее ограничена, художники разработали концепцию скрытой экспозиции: часть предметного ряда появляется только в нужный момент, по ходу сценария.

«Изначально посетитель не видит предметы рядом со смотровой площадкой. Это работает на создание правильного маршрута и корректного знакомства с тематикой музея, – объясняет Юлия Алюшина. – Аналогов скрытой экспозиции в России нет: это сложная кинетическая инсталляция, синхронизированная с общим сценарием музея. Только на её детальную разработку и реализацию необходимо несколько месяцев. Надеюсь, у нашей компании получится реализовать этот удивительный элемент и создать новую экспозицию музея».

Видео предоставила руководитель компании «Архитектура музея» Юлия Алюшина

 

Закрыв глаза

— Как происходит создание экспозиции? – интересуюсь я. – Вот у вас есть условия, предложенные заказчиком. Что происходит дальше? Вы устраиваете мозговой штурм? Беседуете с работниками музея?

— Я просто пытаюсь представить себя в роли посетителя. Прихожу на стройку, где никого нет, закрываю глаза и вижу экспозицию как наяву, – делится секретами профессии Юлия Алюшина. – Впереди огромная работа по проектированию, организации, торгам, сметам, строительству. Но для меня началом являются эти несколько первых минут на стройке, когда я одна и пытаюсь почувствовать и представить экспозицию, которая должна найти отклик в сердце каждого посетителя.

Сейчас идея, представленная конкурсной комиссии специалистами ООО «Архитектура музея», официально согласована. Следующий шаг – разработка проектно-сметной документации. 

Как отмечает Алюшина, новая экспозиция музея очень сложная – с кинетическими инсталляциями, подвижными элементами, несколькими сценариями, с дополненной реальностью. Поэтому реализация проекта потребует участия большой группы квалифицированных инженеров, сценаристов по экспозиции, архитекторов и сценаристов. Эта работа займёт несколько месяцев. 

Вадим Кумейко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×