Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 апреля 2021,  14:40

Человек – человеку. Зачем белгородским дошкольникам идеи космизма

Человек – человеку. Зачем белгородским дошкольникам идеи космизмаФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородская правда

Не было в истории человечества периода, в который люди бы не задавались вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения. Мудрые люди всегда понимали, что от качества образования зависят прогресс, сохранение идеалов общества и его нравственные основы.

Не единожды учёные пытались создать универсальную педагогическую систему. Какие‑то из этих опытов давно забыты, другие актуальны через 100 и более лет. Революционными для своего времени стали исследования итальянского врача и педагога Марии Монтессори, которая в начале XX века через развитие детей воплощала идею «Жизнь человека – результат его собственного выбора».

Этот подход востребован и поныне: ведь мы всё сильнее ощущаем, что от выбора человека зависит не только его собственная судьба, но и судьбы человечества. И школы Монтессори во многих странах относят к стратегически важным ресурсам. В мире их насчитывается более 10 тысяч, есть они и в Белгороде. Первый фундаментальный центр Монтессори появился 27 лет назад на базе Белгородского педагогического института – ныне НИУ «БелГУ». Сегодня он известен как Центр глобально ориентированного образования дошкольников «Ноосфера».

Надежда Тарасенко Надежда Тарасенко

С открытым сердцем

Руководитель и идейные вдохновитель Центра, кандидат педагогических наук, доцент НИУ «БелГУ» Надежда Тарасенко стояла у истоков его основания.

«В середине 1990-х учёные из Германии и России объединились для изучения идей италь­янского педагога Марии Монтессори», – вспоминает Надежда Григорьевна.

Преподаватели Белгородского пединститута вошли в эту исследовательскую группу, но поз­же пошли своим путём: сделали акцент на формирование глобально ориентированного мировоззрения личности, взяв за основу философскую базу русского космизма, представленную трудами Вернадского, Бердяева, Со­ловьёва, Чижевского, Циолковского и других.

«Глобальная идея космизма – встроенность человека в закономерные связи Вселенной, – делится Надежда Тарасенко. – Сегодня главная мировая тенденция – глобализация – усиливается по мере того, как укрепляются связи между государствами. Мир всё больше становится единым. И мы понимаем, что нам не закрыться в собственной скорлупе, мы взаимосвязаны с другими культурами, народами».

Следуя философии космизма, ребёнка воспитывают так, чтобы его личные ценности совпадали с общечеловеческими: я расту в своей стране, семье, городе, а весь мир большой и моя родина – часть мира.

«На выходе у него должно сформироваться понимание целостности мира и того, как он вписывается в него», – уточняет директор «Ноосферы».

Человек – человеку. Зачем белгородским дошкольникам идеи космизма - Изображение

Доброта как феномен

В том, что центр спустя много лет остаётся популярным и востребованным, Надежда Тарасенко видит не только запрос времени, удачное стечение обстоятельств и возможностей, но и духовную потребность наших людей в глубокой нравственной основе, их готовности принимать мир с открытым сердцем. И учить этому своих детей. Мы зачастую не считаем это чем‑то особенным, но на самом деле это наше национальное достояние. И убедил в этом Надежду Григорьевну один случай.

…Как‑то она принимала делегацию коллег из Германии. В ходе культурной программы повезла их в шебекинское Купино – село с богатейшей историей. Приехали, и, как всегда, появление машины вызвало у местных интерес. Подошли женщины, спрашивают: кто такие, откуда? Немецкая делегация, отвечают организаторы.

— А-а-а, немцы! – искренне обрадовались селянки. – Так вы ж наши, мы ж с вами воевали!

Дело было как раз в мае, когда шли торжества по случаю празднования Дня Победы, и до этого момента гости чувствовали себя очень напряжённо.

А наши женщины снова к ним, выбрали самого колоритного товарища, спрашивают: ты женат? Он говорит – нет. Они: оставайся, мы тебе невесту подыщем!

«Это, конечно, юмор, но очень показательно, насколько мы добры и открыты миру, несмотря на то, что между народами была война, трагедия, – делится Надежда Тарасенко. – Немцы были потрясены, ведь их родные против нас воевали. Они долго переваривали эту историю. Потом одна из учёных, бывшая в составе делегации, описала её в своей статье, анализируя феномен, когда в общечеловеческих контактах между простыми людьми доминирует добро».

Английский и достоинство

Несмотря на юный возраст, воспитанники «Ноосферы» с ходу находят любую страну на карте мира, знают, как устроена Вселенная, жонглируют названиями планет, легко переходят с русского языка на английский, поют и импровизируют. И при этом общаются друг с другом и педагогами с чувством собственного достоинства, которое трудно описать словами, но невозможно не почувствовать. Оно, как известно, далеко не всегда зависит от эрудиции и образованности (а чаще вообще с ними не связано). Скорее, это результат внутренней свободы, которая приходит вместе с осознанием своего особенного места в этом мире. Не каждый взрослый может им похвастаться, а тут – 5–6-летние дети, дошкольники. Это главное ощущение, которое мы получили, побывав на занятии в центре.

«Мы живём на планете Земля, это наш дом и дом всех живых существ… – слышим хор детских голосов, покидая стены этого особенного места».

Мария Монтессори Мария Монтессори

Справка

Мария Монтессори (1870 – 1952) – итальянский врач и педагог. Известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания. Вот что отличает систему обучения Монтессори от других педагогических подходов:

  • разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы от 3 до 6 лет;
  • самостоятельный выбор учащимися занятий из имеющихся вариантов;
  • модель «обучение через открытия», в которой дети изучают понятия через работу с материалами, а не из объяснений учителя;
  • свобода передвижений по классу;
  • специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори;
  • непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа;
  • специально подготовленный Монтессори-­педагог.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×