Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 декабря 2020,  18:13

Что делают в Белгородской области со старыми шинами

«Белгородская правда» вникла в тонкости перерождения изношенных автопокрышек в резиновую крошку

Что делают в Белгородской области со старыми шинамиФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

В регионе уже два года действует завод по переработке шин. Здесь отслужившие покрышки обретают вторую жизнь.

Ежедневно в негодность приходят тонны автомобильных шин. Одни автовладельцы складируют их в гаражах или выбрасывают на свалку, нанося серьёзный урон экологии. Другие же заботятся об окружающей среде и сдают старые колёса на утилизацию.

Ориентир – колёса от БелАЗа

«Стандарт-Шина» в Валуйках – крупнейший завод по переработке резины в Белгородской области. Большинство старых шин свозят именно туда. Предприятие занимается производством резиновой плитки из переработанных покрышек.

Производство расположено в отдалении от населённых пунктов, поэтому добраться туда – настоящий квест. У завода даже нет адреса, поэтому вместо указаний навигатора придётся вооружиться советами бывалых.

«На въезде в Валуйки, после железнодорожного моста сворачиваете направо. Напротив зерноперерабатывающего завода – налево, а там буквально 100 м прямо. Ориентир – большие белазовские шины», – координирует нас по телефону начальник производства Сергей Спиваков, пока я пытаюсь нарисовать эту картину в голове.

Случайно наткнуться на здание завода практически невозможно: территория с трёх сторон окружена лесом, никаких указателей по пути мы тоже не встретили. Только когда впереди замаячили горы самосвальных шин, поняли, что движемся в верном направлении.

Всё по зубам

На территории завода в глаза бросаются те самые белазовские шины. Не большие даже, а просто огромные – трёхметровые баранки, каждая весом по две с лишним тонны. Они окружают завод, формируя ландшафт местности.

— И такие тоже перерабатываете? – спрашиваю я первым делом у встречающего нас Сергея Спивакова.

— Конечно, мы всё здесь перерабатываем. Пойдёмте, сейчас покажу, – приглашает начальник производства, и мы вслед за ним отправляемся записывать рецепт приготовления резиновой плитки.

Режем

Сначала изношенные шины проходят первичную подготовку. В разделочном цеху два станка делают заготовки для дальнейшего производства. Первый – борторез (работники ещё называют его «выдерга») – извлекает из шины металлический корд – специальную проволоку, которая усиливает боковую поверхность колеса. Извлечённый корд позже сдадут на металлолом, а шины плавно перекатываются на гильотину. Увесистый нож выносит приговор изношенной резине, с хрустом разрубая её на куски.

«Полученные заготовки отправляются в цех первичного дробления резины – это следующий этап 
переработки», – объясняет Сергей Николаевич.

Измельчаем и очищаем

В соседнем цеху куски резины по конвейерной ленте направляются к дробилке и шредеру. Две большие фрезы перемалывают резину в крупные хлопья размером в 2 см. Эти фрагменты проходят несколько этапов очистки и перемалываются второй раз в более мелкую крошку, которая идёт в дело.

«После первичного измельчения мы имеем резину самой крупной фракции с примесями металла и текстиля. Чтобы извлечь остатки проволоки, мы пропускаем резину через магнитный сепаратор. Очищенную от металла резину дробим ещё раз и отправляем в текстильный сепаратор», – объясняет начальник производства.

По словам Спивакова, текстиль, как и металл, также пользуется спросом. Строительные компании заказывают его для производства бетонных блоков, экологи используют текстиль в качестве сорбента, а владельцы конюшен укрывают им загоны для лошадей.

Разделяем и властвуем

Далее очищенную крошку высыпают на вибростол, похожий на сито с отверстиями разного диаметра. Он разделяет крошку на фракции с размером частиц от 1 до 3 мм. Из самой крупной делают подложку, а средней и мелкой – так называемой пылью – покрывают лицевую сторону резиновой плитки.

На следующем этапе сырьё засыпают в миксеры, которые смешивают крошку, клей и красящий пигмент. Получившейся смесью заполняют формы, прессуют и отправляют в термокамеру, где 6 часов при 70° плитка выпекается и приобретает свои свойства.

 

Кому это выгодно?

«Стандарт-Шина» производит три вида резиновой плитки разной толщины. 45-миллиметровая, например, отлично подойдёт для покрытия спортивных и детских площадок. Она не скользит в дождь, пропускает влагу (и поэтому не вредит почве), на ней не образуются наледи зимой. Покрытие травмобезопасно и хорошо амортизирует: на поверхность, устланную такой плиткой, можно спрыгнуть с высоты 1,5 метра без серьёзных последствий. Изделие устойчиво к перепадам температур и нетоксично, поэтому им можно отделывать помещения.

«У нас недавно заказывали покрытие для спортзала», – говорит Сергей Спиваков.

Продукцией завода устланы детская площадка в Старом Осколе и стадион в посёлке Ясные Зори. Заказы от частных лиц единичны, хотя, по словам директора завода Олега Скалозуба, цена для оптовых и розничных продаж едина, а товар можно приобретать не только крупными партиями, но и поштучно.

Помимо плитки «Стандарт-Шина» производит резиновые отбойники для парковок и бордюры. Спросом пользуется и сама крошка. Из мелкой фракции, например, производят мягкую кровлю, используют её для засыпки искусственных футбольных полей и наполнения боксёрских мешков. Обувные подошвы, садовые шланги, уплотнители и прокладки для ремонта и изделия для дома и дачи – резина востребована во многих производствах.

 

Планы на будущее

Основное производство налажено – самое время наращивать темп. Без улучшений новый год не обойдётся.

«Зимой планируем модернизировать линию и приобрести более мощный станок первичной обработки – шредер. Это позволит увеличить производительность за счёт того, что шины можно будет перерабатывать целиком, без разреза на гильотине. Сейчас мы работаем процентов на 60 от того, что реально можем. Поставив новое оборудование, мы ускорим процесс переработки в два раза», – делится планами Олег Скалозуб.

К концу 2021 года на заводе хотят установить станки для дополнительной очистки текстиля. Очищенное на таком оборудовании сырьё можно будет использовать в качестве недорогого аналога утеплителя, например, для производственных помещений. Также в планах приобретение горячего пресса. Это позволит сократить время изготовления плитки в разы: c привычных 6 часов до считанных минут, соразмерно увеличив и объёмы производства.

 

Безотходно, но доходно

По документам «Стандарт-Шина» работает с 2016-го, однако заводу потребовалось ещё два года, чтобы запустить полноценное производство. Во время простоя накапливали сырьё, зато сейчас работы хватает.

«У нас достаточно большие объёмы: мы производим до 1,5 тыс. тонн продукции в год, – сообщает Сергей Спиваков. – В пересчёте на один день выходит по 3–3,5 тонн готовой продукции, из которых почти треть приходится на металл и текстиль. Само производство полностью безотходное: крошка со старой плитки может перерабатываться не один раз и служить сырьём для новых изделий, так что с экологией всё в порядке».

Вопрос в другом. Если предприятие процветает, а заказов настолько много, что в планах увеличивать объёмы, то назревают вопросы: «Что будет, если сырьё закончится? Может ли случиться так, что брать новое будет неоткуда?»

Олег Скалозуб подтверждает, что имеющихся запасов хватит максимум на год, а когда поставят новое оборудование – и того меньше, но в будущее смотрит с оптимизмом. Не допустить нехватки сырья помогут контракты с производителями шин, которые хотят в ближайшее время выходить на рынок в Белгороде.

 

«Работают просто великолепно»

Олег Скалозуб подчеркнул, что большую помощь в сборе и перевозке старых покрышек предприятию оказывает Белгорблагоустройство. По словам директора, иностранные инвесторы тоже приятно удивлены тому, как наши коммунальные службы организовали работу.

«В Белгородском районе, например, службы работают просто великолепно, отлично организован сбор сырья. Приезжали к нам производители импортной резины, хотят реализовывать здесь своё производство. У них довольно жёсткие требования, все документы рассматриваются очень тщательно. В прошлом году не успели подготовить все бумаги, хотим попробовать в этом. Эти люди очень педантичные, особенно японцы. Но даже они удивились, узнав, как работают в Белгороде. Сказали, что никто так, как здесь, с ними не сотрудничает».

Забота о будущем

По данным Белгородстата, почти каждый третий белгородец владеет автомобилем. И эта цифра с годами будет только расти, поэтому проблема утилизации старых шин актуальна. Во дворах многоэтажек нередко можно встретить клумбы, ограждения, фигуры в виде матрёшек, Чебурашек и лебедей, сделанных из старых шин. Их статус с точки зрения закона пока не ясен: в некоторых регионах уже запретили такое облагораживание – власти Иркутска, Костромы, Ростова уже ввели штрафы для самодеятельных дворовых скульпторов. Коснётся ли это Белгородской области, пока не ясно, но вопросы экологии и благоустройства власти поднимают всё чаще.

По закону сдавать покрышки на утилизацию обязаны только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Простых граждан от этой процедуры избавили, но бездействие тоже приносит вред. Автомобильные шины хоть и относятся к малоопасным отходам, при сжигании выделяют токсичные вещества: мышьяк, кадмий, хром и соединения высокого класса опасности. Резина разлагается больше века, поэтому хранить отживший своё хлам в гараже не стоит – лучше сдайте его в один из пунктов утилизации.

 

 


В Белгороде старые автомобильные шины бесплатно принимают в трёх точках по следующим адресам:

— ул. Студенческая, 2н;
– ул. Губкина, 1;
– проезд Автомобилистов (рядом с домом на ул. Щорса, 45к).

В Старом Осколе:

— просп. Алексея Угарова, 3.

Никита Ломов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×