Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 октября 2020,  14:44

7 признаков, что ребёнку плохо в детском саду

7 признаков, что ребёнку плохо в детском садуФото: Кадр из фильма «Джентельмены удачи»
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

«Ма-а-ам, ма-мо-чка, ну-у-у можно, пожа-а-алуйста, я сегодня останусь дома», – ангельским голоском клянчит с утра ребёнок. Услышав родительское «Давай собираться, опоздаем!», включает тяжёлую артиллерию: «У меня животик болит». Завершающий штрих – истерика.

Тревожные звоночки, что для маленького нехочухи каждый поход в детсад сродни злоключению, не всегда так очевидны. О том, как понять, что ребёнку в детсаду плохо, рассказывает педагог-психолог старооскольского детского сада № 73 «Мишутка» Елена Павловская. В начале октября Елена Владимировна победила во всероссийском конкурсе профмастерства «Педагог-психолог России – 2020» в номинации «Нестандартный подход в работе с родителями обучающихся».

Беспричинные болезни и новые привычки

Конечно, осенне-зимние простуды никто не отменял. Но к сезонным ОРВИ то и дело добавляются с виду беспричинные ухудшения самочувствия. Всё вроде бы хорошо, как вдруг вечер воскресенья или любого послепраздничного дня, предшествующего походу в садик, омрачает повышенная температура, головная боль, колики в животе. Может даже появиться сыпь или внезапно начаться рвота, и уже не скажешь, что малыш притворяется. Виной тому страх и о­бычное нежелание идти в сад? Проверить легко: стоит кроху оставить на пару дней дома – симптомы без походов по врачам и серьёзного лечения как рукой снимет. Только вот есть одно «но», спустя какое‑то время чадо может снова озадачить: «Мам, болит». К «ой, болит-болит» могут добавиться ни с того ни с сего взявшиеся новые привычки: грызть ногти, накручивать на пальцы волосы…

Беспокойный сон и плохой аппетит

Детсадовец, даже которого давно приучили к режиму, вдруг не может лечь спать в привычное время, да и просыпается с трудом. Спит беспокойно: с незавидной частотой просыпается, мучают страшные сны, отсюда набеги в родительскую постель со слезами на глазах прямо посреди ночи. Вдобавок ухудшается аппетит. Причём раньше‑то ел, а тут вдруг перестал: в садике размазывает еду по тарелке, да и домашние блюда-любимчики попали в немилость.

Не обзавёлся друзьями

Уже несколько месяцев ходит в детсад, а всё никак не нашёл себе компанию: игрушками с ребятами не делится, утром никто не кричит ему радостное «привет», а вечером – «пока». Тревогу стоит бить, если раньше был общительным, а потом замкнулся. Бывает, что ребёнок попросту чистейшей воды меланхолик (определить тип темперамента поможет педагог-психолог). Такие дети – наблюдатели, им больше по душе смотреть, как другие резвятся. Они могут часами сидеть и листать книгу или же рисовать в одиночестве.

Агрессивное поведение

Тихоня стал хулиганом: дерётся, ломает игрушки, огрызается на воспитателя. Да и дома может замахнуться на родителей, бабушек и дедушек, а если что‑то сделали не по его барскому хотению – кричит и сердится. Агрессия – самый доступный для ребёнка способ прокричать: «Помогите. У меня проблема!» Иногда с точностью до наоборот: отпетый хулиган записался в тихони – не задирает больше ребят, не донимает воспитателя тысячей своих почемучек, на удивление всем вокруг находит спокойное занятие в сторонке.

Стал замкнутым

«Мамочка, а мы сегодня: играли в…, рисовали…, а ещё Лидия Петровна… Мишка принёс новенький джип, а Маша угощала конфетами», – ребёнок мог часами взахлёб рассказывать о своём дне. Теперь же из него и трёх слов не вытащишь. На родительские расспросы – лаконичные «да», «нет», «играли», «рисовали». И даже если вы предложите ему поиграть дома в детсад (он воспитатель, игрушки – дети) в надежде разузнать, что же случилось, он наотрез откажется.

Елена Павловская Елена Павловская / Фото: Вадим Заблоцкий

Параноидальные страхи

В каждом возрасте есть свои страхи: лет с трёх – боязнь темноты, с пяти (плюс-минус), когда узнают о смерти, – страх потерять родителей, бабушку или дедушку. Малыши, которых из‑за плохого поведения родители пугают злым дядькой или тёткой (бойся, они придут и заберут тебя), страшатся чужих людей. Для дошкольного возраста страхи – явление вполне нормальное, если только они не становятся навязчивыми. К примеру, когда даже секундное стояние в тёмной комнате, куда, заигравшись, забежал, а родители не успели включить свет, вызывает панику.

Регрессировал в развитии

Вчерашний умный и развитый малыш сегодня не может похвалиться, как умело справляется с вилкой и сам одевается. Он как бы случайно испачкал штанишки (туалетный промах), просится на ручки, путается в рукавах и штанинах, хотя ещё вчера во всеуслышанье кричал «я сам!» и вполне хорошо справлялся и с натягиванием колготок, и с поеданием супа (и ложка вовсе не валилась из рук). Может показаться, что маленький хитрец издевается. Вовсе нет! Из‑за стресса действительно происходит регресс, откат на этап ниже в развитии. Иногда такое поведение свойственно детям, в чьих семьях появились младшие братья или сёстры. Если ребёнку не будет хватать родительского внимания, он станет беспомощной крохой. Мол, обрати, мама, внимание и на меня, я тоже маленький и совсем ничего не умею.

Что делать?

Воспитатели могут пожаловаться на поведение ребёнка родителям. И здесь главное – правильно отреагировать. Ведь как бывает, погрязшие в рутине рабочих проблем родители могут, сами того не замечая, начать публично отчитывать ребёнка: «Ну мы с тобой поговорим дома! Ну я тебе покажу!», вместо того чтобы сказать: «Пойдём домой. Там ты мне расскажешь, что случилось». Так ребёнок будет знать, что мама вовсе не собирается его наказывать, а хочет только помочь. Поэтому, чтобы не переходить из одного детского сада в другой в надежде, что в новом ребёнку будет лучше, нужно окружить его заботой и вниманием и выяснить, что именно не так.

Можно попробовать методику «я сообщений». Обычно мы, когда недовольны чьим‑то поступком или поведением, переходим на личности: «Ты снова не сделал…», «Ты постоянно…». В общении с близкими нам людьми в такой ситуации нужно переключить акцент на «я». Нужно говорить именно о своих чувствах. Дети зачастую не понимают, что их родители переживают. Поэтому, если вы устали от постоянных капризов и беспричинной агрессии ребёнка, не кричите: «Замолчи! Прекрати! Перестать так себя вести/делать». Агрессия порождает агрессию, ребёнок не прислушается к вашим словам. Сформулируйте по‑другому: «Мне сейчас тяжело. Я злюсь (и не бойтесь об этом говорить!) и очень расстроена твоим поведением…» Продолжая разговор в таком стиле, можно постепенно узнать корень проблемы.

Попробуйте психотерапевтические сказки. Они помогают в разрешении многих проблем – нежелании ходить в детский сад, кушать, спать, повышенной тревожности… Педагоги-психологи выкладывают их в открытый доступ для пользования. Можно и сочинить самому, главное – придерживаться принципа составления: в основе сюжета – волнующая вас проблема, требующая разрешения; главный герой – ребёнок того же пола и возраста, что и ваш, с созвучным именем, но не таким же, иначе он всё сразу поймёт и будет хитрить. Сначала вы рассказываете короткую сказку ребёнку со своей развязкой, после предлагаете ему самому придумать продолжение. Проживая роль главного героя, он в игровой форме сам борется со своими проблемами, страхами и тревогами.

Не стесняйтесь обратиться к детсадовскому педагогу-психологу. Бывает, нежелание идти в садик прорастает из обычного недосыпа: дома ребёнок не придерживается режима дня, а утром его, невыспавшегося, куда‑то ведут, вот и капризничает. А может, мама сама морально не готова к разлуке (тревожась, как же он там будет без меня?), а ребёнок всего лишь считывает и копирует её эмоции.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×