Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 августа 2020,  10:13

Мир не так прост. За что Никита Егоров получил региональную премию

Мир не так прост. За что Никита Егоров получил региональную премиюНикита ЕгоровФото: Личный архив
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

«Мир оказался не так прост, как я думал», – признаётся белгородец Никита Егоров в своём рассказе «Ретроспективная рефлексия, или Маленький мальчик».

Студент заочного факультета Литературного института им. А. М. Горького (специальность «литературное творчество») и магистрант БелГУ писать начал, как вспоминает сам, в третьем классе. При этом до окончания школы не показывал свои тексты никому, кроме своего учителя русского языка и литературы Елены Коняевой.

В 2015 году рассказ начинающего прозаика «Хроника одного пасмурного дня» опубликовали в журнале «Русский язык». Счастливым случаем для себя Никита называет то, что в этом же номере журнала с тиражом 24 тысячи экземпляров вышла статья известного лингвиста, академика РАН Андрея Зализняка.

Когда годом позднее Егоров поступал в Литературный институт имени Горького, писатель, литературовед и литературный критик Павел Басинский в рецензии назвал его тексты социальной прозой.

«Проблемы, которые стараюсь обозначить в своих текстах, не изменились. Пожалуй, главная – экзистенциальный выбор. Нередко мои герои находятся в поиске самоопределения», – так говорит о своих произведениях сегодня сам молодой литератор.

Рассказы Никиты Егорова попали на страницы толстого журнала «Дружба народов», вышли в молодёжном альманахе Белгородского отделения Союза писателей России. В этом году Никита получил премию ежегодного регионального конкурса «Молодость Белгородчины» в области литературы.


«Ретроспективная рефлексия, или Маленький мальчик»

О добре и зле

Добро – это белая прохладная простыня, мягко укрывающая уставшее тело, добро – это советские мультики, добро – это бабушка.

Зло – это боль. Уколы – это чистое зло, как бы хорошо они ни лечили. Не может боль быть благом.

«Зло», «плохо» и «нельзя» – принципиально разные понятия. Зло – абсолютно плохо – относительно, а нельзя – это то, что решили запретить взрослые, исходя из своих моральных убеждений, которые я часто не разделял.

О дружбе

Чувство дружбы отличалось от любви только объектом. Любовь по отношению к девочке – то же, что и дружба по отношению к мальчику.

О сне

Я долго не мог научиться выговаривать букву «р». Помню, как однажды дедушка, пытаясь меня научить, показывал рычание льва, а я весь вечер пробовал повторить, но у меня не выходило. Затем я лег спать, и мне, конечно, приснился лев. Проснувшись, я зарычал: рррр…

Когда я был постарше, никак не мог выучить последовательность от одного до десяти. Мама сказала – пока не выучу, мультики смотреть не буду. В отчаянии я лёг спать, а проснувшись, точно знал порядок цифр.

Надеюсь, однажды я проснусь с ещё каким‑нибудь полезным навыком. Например, неплохо было бы научиться играть на скрипке.

О бессоннице

Свет мешал спать. Я нашёл на кровати попрыгунчик и кинул его в выключатель. Свет выключился, но заснуть я всё равно не смог, слишком радовался своему попаданию.

О мечте

Мечта – игра, воплощённая в реальность. Детская игра всегда мечтательна. Бегаешь с пистолетом по дому и воображаешь себя солдатом, совершающим героический поступок каждые двадцать секунд.

Покупаешь во дворе лопатку за десять листков подорожника – и чувствуешь себя обеспеченным человеком, рационально расходующим финансовые ресурсы.

Строишь незамысловатое здание из кубиков или лего – и мечтаешь жить в этой постройке, увеличенной до размеров настоящего дома. Конструируешь домик из деревянных брусьев… Одну деревяшечку кладёшь в углубления (чашки) двух других деревяшечек, расположенных перпендикулярно этой, потом симметрично, с другой стороны дома ещё один брусок… а потом перекрытия, затем крыша из маленьких фанерок. Сруб готов. И если заглянуть в маленькое окошко – можно увидеть себя, живущего как ни в чем не бывало в только что построенном доме.

Это и есть мечта.

О будущем

Будущее казалось прямолинейным, даже прямо пропорциональным возрасту. Через год я буду взрослее, умнее, сильнее и самостоятельнее, через два года – ещё взрослее, ещё умнее и так далее. Логическим завершением этого процесса является переход в новую касту – касту взрослых. Одна из привилегий взрослых – работа. Самая престижная профессия – военный: ему легче, чем любому другому, стать героем – следовательно, быть военным и служить Родине хотят все. А если хотят все, то как же мне выделиться? Пойду‑ка я нестандартным путём и стану милиционером: у милиционеров тоже есть пистолеты (к сожалению, с автоматами у них сложно), форма, погоны, звания и, в принципе, отличаются они от военных только тем, что воюют против плохих людей из своей страны, а не из Франции или «Немеции».

О страхе

Страх – то, что нужно преодолеть. Для мальчика это недостойное чувство. Но спать лучше со светом или с родителями.

О смерти

Некоторые люди живут по сто лет. Остаётся только надеяться, что я и мои родные проживут сто лет или больше.

О мироустройстве

В садик я не ходил, поэтому в первый год моей учёбы я был чудовищно некоммуникабельным, странным и совершенно не вписывался в коллектив. В этот первый школьный год моя одноклассница, играя на перемене с колечком, уронила его с лестницы. Его не смогли найти внизу, и тогда я решил наладить контакт с окружающими, помочь девочке: предлагал кинуть с лестницы монетку, чтобы посмотреть, куда она полетит. А полететь она должна была, по моим представлениям, ровно туда же, куда и колечко, так как она примерно такого же веса и размера. Мир оказался не так прост, как я думал.

Об оценках

Разговор со знакомым мальчиком:
Он: Ты как учишься?
Я: На тройки.
Он: А я думал, ты умный…

О драках во дворе

Если ты побил кого‑то во дворе – день удался, если тебя – позор чёрным занавесом закрыл всю последующую жизнь (разумеется, до следующей победы). При этом боль не чувствуется ни во время драки, ни после неё: все физические ощущения – ничто перед проблемами самореализации, славы и унижения.

Когда бьют сильно, особенно ребята постарше, происходит некоторое переосмысление жизни. Конкретные люди воспринимаются неприязненно-критически, и это помогает составить представление об обществе в целом.

Почему?

Почему я не замечаю, как расту?

Почему бы не отметить день рождения хотя бы раз пять за неделю и не стать сразу на пять лет старше?

Взрослые могут покупать себе в магазине любые игрушки, им ведь никто не запретит, они могут ложиться спать, когда захотят, а могут вообще день и ночь смотреть мультики. Так почему они всё время ноют?

Почему люди плохие? Почему нельзя быть хорошими?

Почему арбуз – ягода, солнце – звезда, а я – ребёнок?

Публикуется в сокращении

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×