Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 мая 2020,  11:49

Длинная дистанция. Как у белгородских школьников проходили уроки физкультуры в интернете

О занятиях в онлайне журналу «Спортивная смена» рассказали учителя физической культуры

Длинная дистанция. Как у белгородских школьников проходили уроки физкультуры в интернетеФото: Павел Колядин
  • Статья

Вирус отправил всех в Сеть. Но физра в отличие, например, от математики не относится к теоретическим предметам: если примеры можно решать дистанционно, то как научиться бросать мяч в корзину и играть в футбол, сидя дома?

Светлана Тленова, школа № 45, Белгород:

«Дистанционное образование физкультуре не подходит, но другого выхода нет. Как и остальные учителя, разрабатывали планы уроков и выкладывали в «Виртуальную школу». Сначала мы давали домашнюю работу: письменные задания дети прикрепляли в систему, практические – фото и видео – отправляли мне на телефон или электронную почту. По такому же принципу занимались и спортивные секции. Мой ребёнок ходит на плавание: мы получали задания на сухие тренировки, делали их и пересылали тренеру.

После отмены домашних заданий в карте занятия прописывала, например, «прочитать технику выполнения прыжка в высоту» и надеюсь, что дети их читали. Я сама мама второклассника, и жалобы родителей на нагрузку понимаю: многие не справлялись, самодисциплина и самоконтроль есть далеко не у каждого взрослого, не то что у ребёнка. Поэтому считаю, что физкультура, музыка, изо, технология безусловно нужны, исключать их из учебного процесса нельзя, но в нынешней ситуации надо выбирать, чем жертвовать.

Как учителю мне было легче: не нужно требовать фотографий и конспектов. Но переживала, как будут оплачивать эти часы. Мы все продолжали делать свою работу, просто не могли проконтролировать, делает ученик задания или нет.

В спортивных секциях проводилась аналогичная работа: тренер выкладывал в группу задания. Но из 20 человек выполняли их и вели дневник самоконтроля, к примеру, 15, а пятеро вообще не выходили на связь. Тренер тут разве виноват? Лишать его за это зарплаты как‑то неправильно.

Если бы дистанционное образование было нормой, то эти моменты, наверное, учли бы, а пока это была вынужденная мера и многое осталось неотработанным. Я надеюсь, что в следующем учебном году мы вернёмся к нормальному ритму».


 

Александр Бутенко, Красненская школа № 1 им. М. И. Светличной:

Длинная дистанция. Как у белгородских школьников проходили уроки физкультуры в интернете - Изображение Фото: Павел Колядин (архив)

«Физкультура нужна, чтобы дети развивали физические качества, а это возможно в зале или на поле. На дистанционке приходилось давать теоретические задания и проверять их выполнение по телефону – выборочно обзванивал учеников, и они мне пересказывали. Такие уроки, конечно, не давали должного эффекта, и мне, как преподавателю, немного обидно за свой предмет. В то же время я понимаю, что у детей, особенно старшеклассников, есть дисциплины, по которым предстоит сдавать экзамены, и им необходимо уделять больше времени.

Переживал и по поводу зарплаты, но мы ведь продолжали вести уроки, я выкладывал планы и карты в «Виртуальную школу», давая только устный материал. По нему и выставлял оценки: прочитал, пересказал – молодец, пять. У меня все отличники».


 

Алексей Кадуцкий, Центр образования № 1, Белгород:

«Задача учителей физкультуры – научить детей заниматься самостоятельно. Первоклашки мне говорят, что физкультура у них ассоциируется со словом «радость». Так вот, движение и должно приносить детям радость, и не важно, на обычном уроке или дистанционном. Мы с моим шестилетним сыном сняли цикл зарядок и выкладываем их в Сеть, есть у меня и семейные занятия – с сыном и дочкой.

Для начальной школы всегда подбираю такой материал, чтобы было интересно посмотреть и повторить – это короткие упражнения минут на 10–12. Всем нравятся наши зарядки, дети с удовольствием их повторяют и присылают мне видеоролики.

Как‑то утром пришло 14 видеофайлов, мы с сыном смотрели, кто как прыгал. Если ребёнок работал, я, конечно, ставил пятёрку. Никаких троек быть не может, ведь у школьника должен быть стимул и дальше делать упражнения. Я всегда вспоминаю своего наставника, который говорил, что оценку лучше немного завысить, чем занизить, чтобы у ученика выросла самооценка. Главное – поддержать в детях желание заниматься.

Во время дистанционного обучения отменили домашку по физкультуре… На наши занятия это никак не повлияло: у меня всё как обычно. И мне, и детям нравилосья, никто на задания не жаловался. Программу выкладывал, уроки продолжались. Я считаю, нельзя полностью исключать физнагрузки, а то жиром начнёшь заплывать. По себе уже чувствую, что движения не хватает».


 

Николай Скалозубов, Дмитриевская школа, Ракитянский район:

Длинная дистанция. Как у белгородских школьников проходили уроки физкультуры в интернете - Изображение Фото: Владимир Юрченко (архив)

«Коронавирус заставил нас сесть за столы и работать с учебниками по физкультуре, а их на школу всего четыре. Да и когда было три часа физры в неделю, ещё можно было найти время на изучение теории, а когда стало два, мы сконцентрировались на практических занятиях, на подвижных играх, которые так нравятся детям. У нас в школе все играют в мини-футбол – разве можно заменить его виртуальными уроками? Мне надо видеть эмоции ребёнка, его отношение к упражнению, чтобы поправить, если что‑то не получается, или похвалить за маленькие успехи.

Я думал, буду на дистанционке давать детям упражнения, и они будут их выполнять – как раз на 30 минут урока хватит. А тут сказали: никакой практики, только теория. Дети присылали мне письменные ответы на тесты, но как они отвечали? Не читая текста, полезли искать ответы в интернете. Виртуально можно заниматься со взрослым, у которого есть самодисциплина, а за детьми нужен контроль.

Мы все хотим вернуться к традиционной форме обучения, устали от удалёнки. Но в ней есть и плюс: родители поняли, что их дети далеко не ангелы, и почувствовали, как трудно порой приходится учителям».


 

Александр Благодарный, Добросельская школа, Грайворонский округ:

Длинная дистанция. Как у белгородских школьников проходили уроки физкультуры в интернете - Изображение Фото: Наталья Малыхина (архив)

«Самый эффективный метод дистанционного обучения – самому показать детям в видеоуроке, как выполнять упражнения. А затем получить от них ответ – как они повторили. Это будет означать, что ребёнка удалось отвлечь от компьютера на полчаса, которые он посвятил физкультуре.

Я выкладывал ролики в вотсап или вайбер, а теоретическое задание прописывал в карточках урока, там же давал ссылки на видеоресурсы.

Поначалу в качестве домашнего задания дети присылали краткие письменные работы. На конспектировании параграфов я не настаивал, потому что физкультура – это урок радости. Потом ничего не задавал, видеозаписей упражнений не требовал – достаточно было просто их выполнить, желательно в присутствии родителей, чтобы они следили за безопасностью ребёнка. Когда отменили домашнее задание по физкультуре, не расстроился: у детей была большая нагрузка по основным предметам.

В целом к дистанционке отношусь нормально. Пришлось подкорректировать программу – у нас должна быть лёгкая атлетика и кроссовая подготовка, проводить её негде. В остальном справлялись. Но всё‑таки обычные уроки лучше, я люблю работать с детьми».


 

Ярослав Зобов, школа № 50, Белгород:

Длинная дистанция. Как у белгородских школьников проходили уроки физкультуры в интернете - Изображение Фото: личный архив

«Физкультура – это практика. Теоретические углублённые знания нужны единицам – тем, кто занимается спортом. Я планировал показывать детям ролики с чемпионатов мира, забеги наших легкоатлетов, может быть, отрывок из фильма «Движение вверх»… Но сказали, что раз много видео, значит, ребёнок ещё больше времени проведёт за компьютером. Нельзя. С одной стороны, согласен, а с другой, пока он всё равно был дома, почему бы не показать ему такой фильм? Сам‑то он вряд ли будет его искать.

Отмена домашних заданий по физкультуре сняла с нас часть нагрузки. Представьте, 10 классов по 25 детей… Даже если половина из них присылали ролики, это уже издевательство над учителем. Предметники до утра над картами уроков сидели. Нам, конечно, было полегче.

Пока были задания, дети зарабатывали оценки. Те, кто всё делал, получил свои шесть пятёрок – по ним можно вывести четвертную. Но были и те, кто вообще не выходил на связь. Я не мог поставить им двойки: может, они знают на отлично, но по разным причинам не могли ничего прислать? И такой вопрос вставал по всем предметам. Так что, смотрели на общую успеваемость в течение года и выставляли оценки по итогам четвертей.

В целом дистанционка не для физкультуры. Нам нужны движение, игры, состязательность. Без практики, без домашних заданий это не жизнь, а сказка для среднестатистического лентяя. Да, есть пример фитнеса, который перешёл в онлайн. Но у тренера десять клиентов, с каждым он может общаться персонально. К тому же люди заплатили за абонемент, то есть они мотивированы и заинтересованы, чтобы их занятия не пропали. С детьми иначе: тяга к спорту есть далеко не у всех. И задача учителя – увлечь их, показать каждому, кто и где может победить».

Записала Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×