Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 марта 2020,  12:20

Не переучить? Как белгородцы привыкают оплачивать проезд при входе

Не переучить? Как белгородцы привыкают оплачивать проезд при входеФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

С 1 марта белгородцы оплачивают проезд при входе в общественный транспорт, а не при выходе, как это было раньше.

Традиционно вместе с новшествами транспортной системы возникли и жалобы: одни недовольны длинными очередями перед автобусом, других раздражает необходимость копаться в кошельке прямо на остановке, пассажиры пригородных автобусов недоумевают от требования платить дважды – сначала городскую таксу, затем – дополнительную сумму за каждый километр пути.

Всего несколько недель назад многие отзывались о нововведениях весьма недоверчиво, заявляя: «Не приживётся эта система, людей не переучить». Но захлопнувшаяся перед носом дверь маршрутки, грозный оклик водителя или нагоняй от разгуливающего по остановке молодца в яркой жилетке прибавляют памяти. Но переучить пассажиров – полдела. Я прокатилась в белгородских автобусах и увидела, как всё работает спустя три недели после изменения правил.

Забудь о скорости

В будний полдень на остановке «Автовокзал» почти нет людей, транспорта тоже не наблюдается. Кошусь на недавно повешенное электронное табло, оптимистично уверяющее, что автобус придёт в течение минуты. Не врёт: вдалеке действительно показывается синяя машинная морда.

Автобус подъезжает к остановке и медленно, недружелюбно открывает дверь. Одну. Переднюю. Через окна хорошо видно, как выстроившиеся заранее у средней двери пассажиры недовольно кривят лица и идут к единственному выходу. Приходится дожидаться, пока все покинут салон. Процедура затягивается – зато точно никто не проскочит бесплатно.

Как только я захожу, дверь моментально захлопывается, автобус отправляется в путь. Крепко вцепившись в поручень, жду, пока пройдёт оплата, а водитель вернёт карту вместе с билетом. Кажется, инициаторы реформы утверждали, что благодаря новой системе водители не будут отвлекаться на финансовые разборки во время движения? Ха-ха.

На одной из остановок автобус застревает на добрых 15 минут, собирая всех пассажиров. Сидящий напротив парень то и дело нервно посмат­ривает на экран телефона, в конце концов машет рукой и начинает лихорадочно тарабанить сообщение: видимо, с предупреждением: опоздаю! Я, уже наученная горьким опытом, предусмотрительно вышла из дома на десять минут раньше обычного, но сегодняшний водитель побивает все возможные рекорды неспешности.

Успокаиваю себя: зато на выходе не придётся долго ждать, только подъедем – сразу из автобуса прямиком в переход. Наивная! До нужной остановки – «Родины» – доезжаем далеко не сразу, угодив в длинную цепочку из других автобусов, пазиков и троллейбусов. Стоящие впереди мучительно долго запускают пассажиров, вид столпотворений лишает последней надежды. Я намного быстрее оказалась бы снаружи, отстояв лишь одну очередь, чем вынужденно дожидаясь, пока кончатся очереди в других. Мысленно отмечаю: в следующий раз закладывать на привычный маршрут не плюс десять, а плюс двадцать минут.

Соберись с духом

Обратная дорога выпадает на час пик. К подъехавшей «семёрке» кроме меня спешат ещё человек десять. Внутрь попадают только первые трое. Остальным места нет, даже если прижаться друг к другу, наплевав на все возможные границы личного пространства. Пока мы растерянно топчемся у входа, не зная, что предпринять, водитель оценивающе окидывает взглядом ситуацию и громко рявкает:

«Заходите через среднюю! Оплатите при выходе».

Та же схема повторяется и на следующих остановках. Наблюдаю за пассажирами: большинство из них, прежде чем вырваться на свободу, честно проталкиваются к водителю и оплачивают проезд. Но хватает и тех, кто, воровато оглядываясь, выходит через задние двери, не заплатив. Наверное, проблему зайцев могли бы решить контролёры. С другой стороны, от одной мысли, что в битком набитом автобусе может появиться ещё кто‑то, на душе становится тоскливо.

К моей остановке в салоне становится просторнее – основная масса пассажиров схлынула на «БелГУ» и «МегаГринне», идея о контролёрах перестаёт казаться такой уж нелепой. Пока с карты списываются 20 рублей, изучаю объявления на стенке, начиная уже знакомым «Ваша карта в стоп-листе: что делать?» и заканчивая свеженьким, ещё не успевшим ни выгореть, ни обтрепаться призывом сохранять билет до конца поездки. Машинально засовываю руку в карман пальто – там уже скопилось не меньше десяти чеков, которые я послушно храню. Надо бы выкинуть этот макулатурный мини-склад, счастливых билетиков в нём всё равно нет – дизайн не позволяет. А жаль.


Комментарий

Александр Васильченко, директор Единой транспортной компании:

«Мы старались сделать переход на оплату при входе как можно более гибким и комфортным для всех участников. Так, для этой цели привлекли волонтёров, которые с 1 по 9 марта работали на популярных остановках, рассказывали пассажирам о новых правилах и следили за их выполнением. Кроме того, мы выставили четырёх линейных диспетчеров, которые регулировали движение на ключевых остановках и помогали водителям».

Мы рассчитывали, что процедура по изменению внутренней культуры пассажиров и водителей займёт не меньше месяца, но уже сейчас видим, что цель практически достигнута, причём это произошло по более позитивному сценарию, чем ожидалось. Конечно, не все белгородцы адекватно воспринимают данные перемены – как со стороны населения, так и из числа водителей. Но можно сказать, что около 80 % людей уже адаптировались.

Разумеется, остались и нерешённые вопросы. Есть сложности по организации оплаты – например, водители не всегда успевают выдавать чеки, но мы над этим работаем.


Важно

О любых проблемах, связанных с про­ездом, можно сообщить по бесплатному телефону службы поддержки Единой транспортной компании 8 (800) 200 60 34. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×