Декабрьские сюрпризы. Что изменилось в нашей жизни с началом зимы
-
Иван Смирнов
-
Белгородская правда
-
Иван Смирнов
-
Белгородская правда
В начале декабря в России истёк срок уплаты имущественных налогов за 2018 год. Одновременно в стране стартует обязательная маркировка автошин, духов и фотокамер, ужесточается ответственность за нарушения при обороте некоторых лекарств и для автомобилей вводится 6-й экологический класс (Евро-6).
Подробнее об этих и других нововведениях – в обзоре, который подготовлен по материалам «Российской газеты» и «Известий».
Время заплатить налоги
В понедельник, 2 декабря, истёк срок уплаты имущественных налогов за 2018 год. Заплатить их можно будет и позднее, однако уже с 3 декабря налогоплательщикам начнут начисляться пени за просроченную оплату.
Не выплачивать налог можно только в том случае, если налоговая служба не направила вам письмо-уведомление с точным расчётом полагающегося платежа. По закону, уведомление должно быть получено не менее чем за 30 рабочих дней до 1 декабря. Если письмо не пришло, платить ничего не нужно, однако перед этим гражданин обязан самостоятельно удостовериться в том, что его действительно не отправляли. Сделать это можно, обратившись в налоговую службу до конца следующего за отчётным года – то есть до 31 декабря 2019 года.
Маркировка и цены
Стала обязательной маркировка значительного числа товаров. Многие не понимают, зачем она нужна. Истина лежит на поверхности: контрафакт наносит не только экономический ущерб, а может серьёзно навредить потребителю. Изготовленные непонятно из чего духи могут вызвать аллергию, «серые» штаны разойтись по швам в самый неудобный момент, а автомобильные шины лопнуть на трассе на высокой скорости, и тогда дело закончится совсем плачевно. Чтобы избежать этого, наносить специальные коды с 1 декабря начали на автошины и покрышки, постельное, столовое и кухонное бельё, фотокамеры и фотовспышки, духи и туалетную воду, предметы одежды, включая блузки, пальто, накидки, плащи, куртки и т. д.
«Общая доля незаконного оборота в легпроме (незаконно произведённых и ввезённых товаров) в розничном звене оценивалась Росстатом в 2017 году на уровне 22,8 %, а в 2018 году – 16,2 %», – сообщил «РГ» министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Уникальные коды наносят на каждую единицу товара на производстве. Затем и производители, и продавцы подключаются к единой системе мониторинга и передают в неё данные о движении товара. Такая прослеживаемость позволяет исключить фальсификат и контрафакт.
Ранее в России начали маркировать шубы, табачные изделия, обувь, лекарства по программе высокозатратных нозологий. К примеру, рынок шуб вырос в первый год маркировки на 700 % за счёт обеления, а нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов после введения системы маркировки и прослеживаемости сократился в
10 раз (по данным BIOCAD), отмечает глава Минпромторга.
«Ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, не произошло роста цен, снижения ассортимента или опустения полок, не зафиксировано проблем как крупного, так и малого и среднего бизнеса. На следующих этапах для потребителей маркировка может привести к снижению цен на 5–10 %», – отметил Денис Мантуров.
Ужесточили ответственность
С начала зимы в России ужесточается ответственность за незаконный оборот тропикамида (средство для расширения зрачка), тапентадола (опиоидный анальгетик) и прегабалина (противосудорожное лекарство). Эти препараты входят в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Лекарства на базе прегабалина используются при эпилепсии, тапентадол является сильнодействующим опиоидным анальгетиком, а тропикамид применяется для расширения зрачка, в том числе при офтальмологических исследованиях и операциях.
Одновременно эти лекарства используются наркозависимыми людьми, которые приобретают их на чёрном рынке, в том числе в аптеках, ведущих нелегальную – помимо отпуска по рецептам – торговлю.
С 1 декабря все три препарата включены в перечень наркотических веществ, незаконный оборот которых подпадает под действие статьи 234 УК РФ о незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта. Наказание по ней включает, в том числе, лишение свободы на срок до трёх или до пяти лет.
Компенсация за ущерб
С 28 декабря вырастут максимальные суммы компенсаций, которые авиаперевозчики выплачивают за утрату багажа, причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) увеличила пределы ответственности авиакомпаний.
Компенсации исчисляются в особой денежной единице, которой пользуется Международный валютный фонд – специальные права заимствования (СДР), на данный момент курс СДР – 1,37 доллара.
Итак, в случае смерти или увечья пассажира максимальная сумма компенсации вырастет со 113 100 до 128 821 СДР (или примерно с 9,9 млн до 11,2 млн рублей); в случае задержки пассажира – с 4 694 до 5 346 СДР (с 409,6 тыс. до 466,5 тыс. рублей); задержки багажа – с 1 131 до 1 288 СДР (с 98,7 тыс. до 112,4 тыс. рублей); задержки груза – с 19 до 22 СДР (с 1,7 тыс. до 1,9 тыс. рублей).
Эти правила распространяются на пассажиров зарубежных рейсов тех авиакомпаний, которые зарегистрированы в стране, подписавшей Монреальскую конвенцию. Россия в числе этих стран, пояснил «РГ» глава аналитической службы агентства «Авиа-Порт» Олег Пантелеев. Впрочем, установленные пределы ответственности могут иметь значение для пассажиров лишь в тех случаях, когда фактический ущерб доходит до максимальной отметки.
«При этом размер ущерба ещё нужно доказать, а бремя доказывания лежит на пассажире. Если он летит, скажем, с маленьким чемоданчиком, то ему просто так не заплатят полный лимит за утрату багажа», – говорит Олег Пантелеев.
Новый экокласс
Для грузовых и пассажирских автомобилей с 21 декабря вводится 6-й экологический класс (Евро-6). Эта мера должна устранить существующий пробел в регулировании международных перевозок.
В ЕС с 2015 года выдаются разрешения на проезд грузового транспорта, соответствующего требованиям Евро-6. Правила ЕС пока предусматривают пять экологических классов. В результате в России было невозможно получить ПТС для транспортного средства с 6-м экологическим классом.
По нормам Евро-6, выбросы углекислого газа должны быть менее 130 граммов на километр пути. Оксид азота (NOx) не более 0,08 грамма на 1 км пути. Требования относительно выбросов взвешенных частиц (PM) не изменились по отношению к экологическому классу Евро-5 и составляют менее 0,005 г/км пути. Также этот класс бензина обладает улучшенными эксплуатационными свойствами.
Но появление Евро-6 в российском регулировании пока не предполагает новых требований для производителей топлива. «Мер по стимулированию не запланировано – регулирование экологического класса в автомобильной промышленности и на топливном рынке не идут «в связке». На сегодня Евро-5 можно охарактеризовать уже как высокоэкологичный класс топлива, пока не требующий повышения», – сообщили «РГ» в Минэнерго.
Однако в России Евро-6 уже производится на некоторых НПЗ «Роснефти», «Башнефти» и ЛУКОЙЛа, и его можно купить на автозаправках этих компаний.
«Ипотечные каникулы»
В декабре заканчивается срок программы по реструктуризации ипотеки для заёмщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. По условиям этой программы, ипотечники могли реструктурировать кредит через ДОМ.РФ (единый институт развития в жилищной сфере). Программа действовала с 2015 года.
Сейчас заёмщики, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, могут обратиться в банки с заявлением на оформление «ипотечных каникул». Закон о них действует с 31 июля, воспользоваться «каникулами» можно только по одному ипотечному договору, величина кредита не может превышать 15 млн рублей и в залоге должно быть единственное жильё.
Запросить «каникулы» можно только в трудной жизненной ситуации – это регистрация безработным, инвалидность (в том числе и у члена семьи заёмщика), временная нетрудоспособность, снижение среднемесячного дохода за два последних полных месяца более чем на 30 % к предшествующим подаче требования 12 месяцам, а также рождение/усыновление детей.