Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 ноября 2019,  10:29

Одна любовь. Что роднит Пола Маккартни и Прасковью Чайкину

Одна любовь. Что роднит Пола Маккартни и Прасковью ЧайкинуФото: Владимир Юрченко
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Пол Маккартни и Прасковья Чайкина. Он британский музыкант, один из основателей «Битлз», мультиинструменталист, писатель и продюсер. Она бывший руководитель двух хоровых коллективов чернянского села Малотроицкое, педагог с 46-летним стажем, мать пятерых детей, бабушка десятерых внуков и семи правнуков.

У Пола и Прасковьи Григорьевны одна любовь – мандолина. Он одно время очень увлекался итальянским народным инструментом, она, обучившись самостоятельно, играла почти 70 лет. Даже на уроках математики ударяла по струнам.

На воде и сухарях

В детстве она чуть не умерла от истощения в голодном 1933 году. Ей было год-два, когда отказали ноги. Тощая, сидя на печке, просила у матери есть. Возможно, от недоедания осталась маленькой, худенькой, с тонкими детскими ручками, но с алмазной силой воли, закалённой в изнурительной борьбе за вечное выживание.

Семья жила бедно, но чисто и честно. Два старших брата и отец воевали, и, к счастью, все трое вернулись. Папа мобилизовался после страшного ранения в ногу, для неё специально сшили особенный ботинок, чтобы мог ходить. Один из братьев привёз с войны аккордеон, и это была первая музыка в доме.

После фронта братья заочно учились в Новооскольском педучилище, и Прасковья решила, что тоже хочет учить детей, поступила за ними. Жила на квартире, чтобы прокормиться, привозила из дома две котомки с картошкой. Или сидела на воде и сухарях. Хозяева, сдававшие студентке угол, жалели её, сажали за стол, наливали тарелку: ешь.

«Папа умер, мать работала за палочки в колхозе, помогать не могла мне. Братья по очереди оплачивали моё проживание у хозяев. Я должна была учиться хорошо, чтобы получать стипендию. Однажды, получив тройку за экзамен по истории, рыдала на всё училище», – рассказывает Прасковья Григорьевна.

На втором курсе педагог по музыке, заметив её тонкие длинные пальчики, дал ей домру-тенор и посадил играть в оркестр. Так она научилась читать с листа ноты.

Сибирь не увлекла

Весь её выпуск направили в Сибирь, в Иркутскую область, которой не хватало учителей начальных классов. В дороге какой‑то паренёк продал ей мандолину. Сколько стоил инструмент – ближайший родственник домры, – она уже не помнит. Впервые Прасковья села в самолёт, тряслась поездом, плыла паромом, баржей по широким холодным и опасным таёжным рекам. Багаж – подушка, перина и одеяло – двигался отдельно от хозяйки, однако на долгом пути не пропал и прибыл точно на место – в посёлок Усть-Луговка.

С конца XVII века здесь многотрудно добывали слюду ссыльные, отсидевшие в острогах, отправленные сюда на вечное поселение. В советские послевоенные годы штольни работали на военно-промышленный комплекс страны. Слюда применялась для изготовления приборов, иллюминаторов.

Как и в царские времена, условий труда не было, от минеральной пыли страдали бронхи, в тяжёлых случаях кости отставали от мяса, народ называл рудники блестящим адом. Трудились главным образом советские каторжане спецпереселенцы: ингуши, чеченцы, прибалты. В школе крошечного посёлка учились дети 45 национальностей.

Молоденькую, шуструю учительницу быстро взяли в оборот, навесив уйму часов. Отучившись в Иркутске на ускоренных курсах, она преподавала математику в 5–6-х классах, а ещё ботанику, зоологию, рисование, черчение, пение… Плюс повязали красный галстук, объявив её пионервожатой.

Прасковья Чайкина Прасковья Чайкина / Фото: Владимир Юрченко

«Ночами заучивала песни, разбирала танцы, запоминала движения, чтобы потом показать детям. А какой из меня ботаник? Однажды не спала из‑за лягушки, никак она у меня не получалась в разрезе, а утром надо на доске детям рисовать».

Мальчишки-старшеклассники, на две головы выше, стоя рядом с миниатюрным педагогом, тушевались. Однако дисциплину в классе она держать умела.

В поселковое ДК как‑то привезли новые музыкальные инструменты, среди которых оказались домры, все, какие только существовали.

«Я выбрала себе небольшую – альтовую, собрала детей, которые хотели научиться играть, и обучила их домре. Бесплатно, конечно. Через три года, когда уезжала домой, они уже уверенно выступали на сцене ДК».

Сибирь не увлекла её, не покорила, туманы и запахи тайги не волновали и не трогали. Перед глазами стояли мамочка, братья. Тоска особенно скручивала в праздники, когда не надо было никуда бежать, готовиться, собирать.

Единственная?

Дома в Малотроицком для новой учительницы не оказалось свободной ставки, и на первых порах Прасковье дали вести уроки пения. Позже, окончив белгородский педагогический институт имени М. С. Ольминского, она стала вести математику.

«Мандолина всегда при мне, в классе в шкафу лежала. Делаем математику, надо физкульт­минутку провести, я подыгрываю детям. Сейчас играть играю, но руки дрожат, не могу хорошо прижать струну, поэтому звук совсем другой идёт».

С 1965-го по 1980-й Чайкина руководила школьным детским хором, куда ходили начиная со второго по десятый класс, а в артисты принимались исключительно хорошисты с отличниками. Гастролировали по родному Чернянскому району, выступая на различных площадках, на полевых станах тоже. Случалось, пока мать работала на сцене, ребёночка артистки-учительницы баюкали чужие люди.

После школы Прасковья Григорьевна возглавила хор «Рябинушка» при местном ДК.

«Мандолину на плечо, костыли в руки и – вперёд за хором. Наш коллектив весь район знает».
Два года назад, когда исполнилось 86, она отдала свою подружку-мандолину в сельский краеведческий музей и ушла из хора, потому что тяжело стало работать. Однако бродит в ней ещё учительская закваска. Прасковья Григорьевна приходит в музей, чтобы разучить с ветеранами села новую песню. И выглядит очаровательно, и спина ровная, как у артистки.


Справка

Предкам мандолины около шести тысяч лет. Какой‑то умелец в Древнем Египте или Месопотамии однажды смастерил лютню, которая стала прародительницей славного и многочисленного рода мандолин. В Средневековье под бархатные звуки каплевидного инструмента пели и танцевали в Европе. Пылкие итальянцы доверяли свои чувства мандолине, сочиняя серенады для милых сердцу дам.

В России мандолина впервые зазвучала в конце XVIII – начале XIX века, и первыми её звуки узнали жители южных регионов. В старину на территории современного Чернянского района по праздникам можно было услышать балалайку, гармошку, мандолину, семиструнную гитару, камышовые дудки, свистуны, скрипки. Ансамбли артистов из народа с этими инструментами встречались в Ездочном (Староивановка), Русской Халани, Захарово, Волково, Огибном, хуторе Малый. В Русской Халани жили мастера, которые из распаренного коровьего рога делали «кисточки» – медиаторы для мандолин.

В советское время на Белгородчине также существовали оркестры из мандолин и гитар. Почти в каждой деревне были свои ансамбли, состоящие из мандолины, балалайки, гитары.

«В сёлах Шеншиновка, Погромец, Грушевка Волоконовского района, в Яковлевском районе существовали такие ансамбли уже с добавлением гармошки. В колхозе Фрунзе на мандолине играл дважды Герой Социалистического Труда В. Я. Горин», – вспоминал один из сподвижников становления и развития оркестров народных инструментов Белгородчины Борис Горюнов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×