Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 ноября 2019,  19:28

Карты, деньги, терминалы. Что надо знать о безналичной оплате проезда в Белгороде

Кураторы транспортной реформы в Белгородской агломерации ответили на главные вопросы, которые возникают у пассажиров

Карты, деньги, терминалы. Что надо знать о безналичной оплате проезда в БелгородеФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Почему в Белгороде нет транспортных карт как в Москве, как списываются деньги и что делать, если терминал в автобусе не работает? Об этом рассказали вице-губернатор по строительству и транспорту Евгений Глаголев, начальник департамента цифрового развития Евгений Мирошников и глава Единой транспортной компании Александр Васильченко.

Кому и для чего нужна безналичка?

Евгений Глаголев сообщил, что у перевода на безналичный расчёт сразу несколько целей. Первая – вывод всех платежей из серой зоны, исключение воровства денег и оплата налогов со всей прибыли перевозчиков. На начало ноября 2019 года картами оплачивается 56 % всех поездок в Белгородской агломерации. В 2020-м эту долю хотят довести до 100 %.

Вторая цель – учёт пассажиров. Сейчас власти знают о маршрутах передвижения белгородцев только по опросам и исследованиям студентов. Чиновники подозревают, что эти данные сильно отличаются от реальности.

«Задача безнала – возможность в перспективе анализировать большие данные. У нас накапливается информация по разным сезонам: где люди садятся на транспорт с утра, куда едут вечером, по каким маршрутам. Это позволит нам менять и улучшать транспортную сеть», – подчеркнул Евгений Мирошников.

В правительстве говорят, что на первом этапе поставили в автобусах обычные терминалы, как в магазинах. Уже в этом году и 2020-м их будут менять, экспериментируя с различными моделями: чтобы добиться максимально быстрой работы, чтобы не создавать очереди на оплату.

 

Карты, деньги, терминалы. Что надо знать о безналичной оплате проезда в Белгороде - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

Почему в Белгороде нет транспортных карт, как в Москве?

Транспортные карты в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России тоже вводились, чтобы автоматизировать процесс оплаты и сделать его прозрачным. Эти решения внедрялись 5–10 лет назад и требовали серьёзной инфраструктуры: точки продаж и пополнения карт, информационная система. Для Белгородской агломерации, по словам Евгения Мирошникова, также подсчитывали вариант с внедрением транспортных карт: при самом минимальном числе точек продаж такая система обходилась в 100 млн рублей плюс операционные расходы.

В правительстве считают, что с учётом новых технологий оплата в транспорте напрямую банковскими картами более эффективна.

«В этом случае нам не нужна инфраструктура – она уже есть у банков, а у всех жителей есть банковские карты, которые автоматически становятся транспортными. Не нужно никуда ходить, класть на карты деньги. И эти деньги не лежат замороженными только на проезд, ими всегда можно пользоваться на любые цели», – подчеркнул Мирошников.

Платить надо при входе или при выходе?

Сейчас по привычке пассажиры платят картой при выходе. Однако, по словам директора Единой транспортной компании Александра Васильченко, постепенно транспорт будут переводить на оплату при входе. Да, при таком варианте увеличивается время на посадку пассажиров, поэтому в ЕТК сначала хотят поэкспериментировать с терминалами и выбрать самый быстрый, чтобы люди зимой не мёрзли на остановке у входа в автобус.

В правительстве хотят в ближайшие годы вообще запустить на транспорте систему Сheck-in – check-out, когда карту надо будет прикладывать и входя в автобус, и выходя из него. Евгений Глаголев сообщил, что пилотно эту технологию апробируют на нескольких маршрутах уже в 2020 году. Она позволит ещё более детально изучить маршруты передвижения горожан с точностью до остановки. Это позволит выпускать на линии автобусы точно под запрос пассажиров.

При этом, говорит Мирошников, перед запуском такой системы предстоит решить множество вопросов. Поэтому внедрять её будут аккуратно, чтобы не доставить неудобств пассажирам.

Как банк списывает деньги, если нет связи?

В рамках белгородского проекта банки взяли на себя риски так называемого безакцептного списания средств. Терминал на самом деле в момент прикладывания карты не проверяет баланс счёта, а просто списывает 20 рублей условно.

В теории – можно расплатиться даже пустой картой, но только один раз. Через 1 час, 4 часа и 24 часа с момента оплаты банк списывает деньги с карты уже реально. И если на ней не оказывается средств, она попадает в стоп-лист и проехать по ней снова уже будет нельзя.

Важно, что стоп-лист работает только на транспорте, для банка эта карта не заблокирована и ей можно пользоваться для других услуг.

Карты, деньги, терминалы. Что надо знать о безналичной оплате проезда в Белгороде - Изображение Фото: Валерия Черемных

Что делать, если карта попала в стоп-лист?

Если оплата не прошла, уже через час карта попадёт в стоп-лист. Однако, если во время списания через 4 или 24 часа деньги на ней уже будут, её из стоп-листа система автоматически выводит. А вот если баланс вы пополните через 25 часов после оплаты, то карта всё равно ближайшие 28 дней будет находиться в «стопе».

Снять его можно в личном кабинете на сайте Единой транспортной компании. Достаточно указать карту, выбрать последнюю транзакцию и при положительном балансе на карте нажать кнопку «оплатить» – так карта становится снова активной для транспортной системы.

Что делать, если за проезд плату списали дважды?

Такую ситуацию в ЕТК не исключают, так как работать с безналичкой учатся и пассажиры, и водители. В случае возникновения такой ситуации нужно сообщить об этом на горячую линию ЕТК 8–800–200–60–34, указав дату, время поездки и маршрут. Также надо будет назвать оператору последние четыре цифры номера карты – ЕТК вернёт деньги на карту.

Карты, деньги, терминалы. Что надо знать о безналичной оплате проезда в Белгороде - Изображение Фото: Павел Колядин

Водитель говорит, что терминал не работает: платить ли наличкой?

О таких случаях сообщали читатели «БелПрессы», а вот в Единой транспортной компании ни одного случая неработающего терминала не регистрировали. Принцип тут прост, разъяснил Александр Васильченко:

«Выход на линию автобуса должен осуществляться только с работающим терминалом. В процессе могут возникать сбои, но мы квалифицируем это как поломку транспортного средства – оно должно быть снято с рейса. Водитель завершает перевозку на ближайшей остановке и снимается с рейса. Мы меняем его терминал на другой, из подменного фонда. И только после этого он может вернуться на линию».

Директор ЕТК не исключает, что недобросовестные водители могут инсценировать поломку терминала, чтобы получить наличку для себя. В любом случае о такой ситуации пассажиров просят обязательно сообщать на ту же горячую линию ЕТК: 8–800–200–60–34.

Этот же совет действует и по всем историям с вызывающим поведением водителей: хамство, курение, разговоры по телефону за рулём, неаккуратное вождение и т. д.

«Фотографируйте, снимайте и присылайте к нам на сайт обращение. Мы со всеми такими случаями работаем индивидуально, проводим разъяснительную беседу, рассказываем о правилах этикета, культуре поведения», – отметил Васильченко.

Он также добавил, что в ЕТК по принципу тайного покупателя работает группа линейных контролёров, которые снимают в салоне, задают провокационные вопросы водителю, собирают обратную связь и докладывают руководству компании.

Сергей Шевченко

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×