Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 августа 2019,  11:32
 157

Не пасуйте перед ними. Почему люди верят звонкам мошенников

Не пасуйте перед ними. Почему люди верят звонкам мошенников
  • Белгородские известия

Граждане нередко жалуются на звонки от мошенников, которые представляются сотрудниками банков. Причём на определителе номера у потенциальной жертвы высвечивается официальный телефон службы поддержки той или иной кредитной организации. Зачастую эти телефоны есть в списке контактов, поэтому сразу возникает доверие к звонящему.

Но всё дело в том, что мошенники научились подделывать телефонные номера. Они используют для этого специальное программное обеспечение и маскируют свой номер под официальный телефон банка. Персональные данные своих потенциальных жертв они получают из различных источников. Кладезь информации о частной жизни — наши аккаунты в социальных сетях. Активно используется и технология фишинга: создаются поддельные сайты популярных интернет-сервисов, при регистрации на которых требуется сообщить персональную информацию. Поэтому не удивляйтесь, если псевдосотрудник банка обратится к вам по имени-отчеству, назовёт ваш номер карты и даже срок её действия.

На самом деле ни определившийся номер, ни осведомлённость собеседника не гарантируют, что на другом конце провода действительно представитель банка. Скорее наоборот, излишняя убедительность и нарочитая информированность звонящего – первое, что должно насторожить.

Чаще всего звонящие представляются работниками службы безопасности кредитного учреждения. Сообщают о подозрительной операции, которая требует неотложных действий со стороны клиента. Создаётся стрессовая ситуация, в которой человеку сложно мыслить критически. Мошенники хорошо знакомы с психологией, говорят быстро и уверенно, оперируют профессиональными терминами, мало понятными простому обывателю. Могут даже включить аудиозапись, воспроизводящую атмосферу оживлённого кол-центра. Клиента торопят и запугивают, что случится что‑то непоправимое, давят на эмоции, едва ли не угрожают, что, если не принять срочных мер, деньги с карты немедленно уйдут неизвестным лицам. Предлагают заблокировать карты, сменить пароли. Под предлогом заботы о сохранности средств мошенники выманивают конфиденциальные данные. Иногда просят ввести на телефоне код для совершения некой операции. Могут спрашивать коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты или секретный код на обороте. Все эти действия направлены на то, чтобы получить доступ к вашему счёту и в конечном итоге списать с него деньги.

Банковский служащий никогда не будет запрашивать у вас персональные данные: у кредитной организации, с которой вы связаны финансовыми отношениями, есть вся необходимая информация о вас и вашем счёте. Что касается поведения во время телефонного разговора, то главное правило одно: не паниковать и не совершать поспешных действий. Если звонят, чтобы о чём‑то вас информировать, и не требуют ничего предпринимать, просто примите информацию к сведению. Если же поступает тревожный сигнал, что с вашим счётом что‑то не так и есть угроза сохранности ваших денег, то возьмите себя в руки и следуйте простым правилам.

Во‑первых, не поддавайтесь на провокации и не спешите, даже если звонящий заявляет о критической ситуации. Настоящий сотрудник банка никогда не станет торопить вас с принятием решения и нагнетать ситуацию. Попросите звонящего представиться, уточните структурное подразделение и сообщите, что вы сами перезвоните в банк. Скорее всего, у мошенника будет на этот случай заготовлена очередная уловка, чтобы заставить вас остаться на линии. Чем более настойчив будет собеседник, тем решительнее должны быть и вы в своём желании закончить разговор. Это вполне можно сделать деликатно, без проявления эмоций и раздражительности.

Во‑вторых, не перезванивайте на входящий номер, даже если он кажется вам корректным, чтобы не попасть к мошенникам. Наберите телефон горячей линии, указанный на обороте вашей платёжной карты. Уточните в банке, действительно ли имеют место неприятные для вас события. Скорее всего, выяснится, что всё в порядке.

И, самое главное, ни под каким предлогом не сообщайте по телефону коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты и секретный код на обороте. Называть проверочное (кодовое) слово можно, только если вы сами позвонили в банк. Если с вашей карты вдруг неожиданно списали деньги, то как можно скорее позвоните в банк, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту. Далее следует обратиться в отделение банка лично и попросить выписку со счёта. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой о приёме.

Важно помнить, что по закону банки должны возвращать средства, если хищение произошло не по вине клиента и он вовремя оповестил о происшествии. Также необходимо без промедления обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении. По данным Банка России, только каждый 20-й пострадавший от несанкционированных операций с платёжными картами обращается в полицию. Психологи говорят, что жертвам обмана стыдно признаваться в собственной наивности, когда они по своей воле сообщили мошенникам персональные данные. Но, так или иначе, заявить в полицию всё же необходимо. Чем больше будет данных у правоохранителей, тем проще им будет вычислять злоумышленников и привлекать их к ответственности.

Андрей Беленко, управляющий отделением Белгород Банка России

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×