Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 июля 2019,  13:43
 1070

Показать всё, что скрыто. Почему банки отказывают в кредите

МСП Банк рассказал о типичных ошибках заёмщиков

Показать всё, что скрыто. Почему банки отказывают в кредитеФото: пресс-служба МСП Банка
  • Статья
  • Статья

В преддверии открытия постоянного офиса в Белгороде представители МСП Банка провели бизнес-завтрак для предпринимателей, на котором поговорили о том, что с клиентами обычно не обсуждается, – кредитных рисках.

Белгородский потенциал

Клиент видит ситуацию на входе, подавая заявку, и на выходе – получая одобрение или отказ. Но что происходит за этими рамками, каким банк видит клиента и какие перекосы в отчётности привлекают внимание кредитного комитета в первую очередь?

«Мы видим огромный потенциал в регионе и хотим работать с клиентами из Белгородской области, поэтому заинтересованы в повышении финансовой грамотности предпринимателей, – пояснил главную цель встречи заместитель председателя правления МСП Банка Роман Капинос. – Вещи, очевидные для банкиров, далеко не всегда очевидны для клиентов. Озвучивая их, мы помогаем предотвратить и вовремя исправить ошибки. Получив необходимое финансирование, предприниматель сможет реализовать свою идею, а не рубить начинание на корню».

Главная цель проверки заёмщика – подтверждение достаточных источников погашения кредитных обязательств по графику. У МСП Банка несколько направлений кредитования: оборотное, инвестиционное, контрактное и рефинансирование. Соответственно, при рассмотрении заявки в расчёт берутся финансовые, инвестиционные и контрактные риски.

Самые частые ошибки

Директор департамента кредитных рисков МСП Банка Александр Доброслов рассказал, в чём клиенты ошибаются чаще всего.

Любой анализ начинается с бухгалтерской и финансовой отчётности, далее смотрят на деловую репутацию, кредитную историю, качество обеспечения по кредиту. Учитывается наличие арбитражных и исполнительных производств, насколько они существенны и как влияют на дальнейшую деятельность компании.

Доказательством финансовой независимости и устойчивости заёмщика является 20 % собственного капитала в валюте баланса. Чтобы добиться этого показателя, компании прибегают к переоценке, раздувая активы, в основном нематериальные. Это сразу становится очевидным и ставит получение кредита под большой вопрос.

Важны также данные по чистой прибыли и уровню долговой нагрузки. Кредитный комитет в первую очередь смотрит, хватает ли текущей операционной прибыли для обслуживания оборотных и инвестиционных обязательств. Чтобы залатать дыры, компании краткосрочными обязательствами кредитуют необоротные активы или инвестиционную деятельность, и это тревожный сигнал для банка. Он говорит о неминуемом дефиците источников погашения долга.

«Основной источник погашения всех долгов – это прибыль. Мы понимаем, что компании оптимизируют её всеми законными способами, но важно не заходить за разумные пределы, – продолжает Александр Доброслов. – Например, производственная компания показывает 2–3 % чистой прибыли в год. Такой баланс для банков некомфортен и заставляет сомневаться в наличии у заёмщика финансовой подушки безопасности. Да и в целом ставит под вопрос смысл существования такого производства».

Проекты и прожекты

В заявках на инвестиционные кредиты клиенты закладывают почти фантастические показатели, настолько они отличаются от среднерыночных по аналогичным позициям.

«При оценке рисков по инвесткредиту мы анализируем среднюю рентабельность аналогичного бизнеса, цены на подобную продукцию, – пояснил Доброслов. – Хорошим подкреплением обоснования цифр будет маркетинговое исследование, из которого станет ясно, откуда отклонения».

Одним из таких завышенных показателей обычно является рентабельность. В практике Александра Доброслова были проекты с заявленной рентабельностью 60 %. Это говорит о том, что либо заёмщик намеревается выйти на рынок с уникальным продуктом (что также должны подтвердить эксперты), либо он заведомо завысил цену и учёл не все расходы.

Ещё одна распространённая ошибка – отсутствие подтверждения того, что заложено в бизнес-плане.

Например, заёмщик планирует производить продукцию, аналогичную уже существующей на рынке, при этом сразу занять 30 % рынка и выйти на полную мощность через 3–6 месяцев с запуска. Это очень амбициозная цель, и даже если она обоснована долгосрочными контрактами, этого доказательства банку может на хватить. Ведь кредитный комитет проверит выживаемость проекта и в стрессовых условиях. Если окажется, что весь он держится на единственном заказчике, даже крупном, риски для банка слишком высоки».

Это лишь некоторые моменты, озвученные в ходе встречи. Она прошла в формате живого общения. Предприниматели задавали самые разные вопросы: сколько времени рассматривают заявки; как оценивают залоговое обеспечение; откажут ли в кредите, если среди учредителей гражданин Украины; какая отчётность требуется, если компания аффилирована с несколькими юридическими лицами или состоит в группе компаний.

Ирина Дудка

На правах рекламы

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×