Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 июля 2019,  11:20

Ректор БГТУ им. В.Г. Шухова Сергей Глаголев: «Поставьте нам задачу, и мы её решим»

Ректор БГТУ им. В.Г. Шухова Сергей Глаголев: «Поставьте нам задачу, и мы её решим»Фото: Центр по связям с общественностью БГТУ им. В.Г. Шухова
  • Белгородская правда

В этом году «Технолог» вместе с регионом отмечает 65-летие. Корреспондент «Белгородской правды» встретилась с руководителем опорного университета и расспросила о том, какие цели ставит перед собой вуз и каких уже достиг.

Надёжная опора

— Сергей Николаевич, БГТУ имени В.Г. Шухова уже два года служит опорным вузом для страны. Какие изменения произошли за это время?

— Статус опорного университета – это подтверждение наших достижений. БГТУ всегда был базой подготовки инженерных кадров и для Белгородчины, и для России в целом. Мы единственный вуз, который осуществляет комплексную подготовку специалистов для цементной отрасли, специалистов-стекольщиков, керамиков и в целом для промышленности строительных материалов.

Статус опорного позволил нам выйти на новый уровень: мы объединили вокруг себя все наши вузы, создали межвузовский инжиниринговый центр, где готовим специалистов и решаем инженерные задачи. Так, например, наши айтишники, специалисты по информационным технологиям вместе с Белгородским аграрным университетом работают над комплексным проектом «Умное земледелие».

Наш университет хорошо вписался в две межведомственные рабочие группы – их курируют департамент экономического развития и департамент строительства и транспорта региона. В этих группах наши специалисты, образно говоря, являются ключевыми по разработке новых программ, новых видов продукции и направлений деятельности, которые потом внедряем в жизнь.

По большому счёту статус опорного университета дал сигнал производственникам, бизнесу о том, что на нас можно опереться. Этот сигнал возы­мел действие, на нас стали ещё чаще обращать внимание.

Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы определить опорные вузы по отраслям. Надеюсь, мы займём достойное место. В области строительства и производства строительных материалов мы один из ведущих университетов.

Правильный фарватер

— В прошлом году на базе «Технолога» проходило заседание экспертного совета по вопросам развития регио­нальной и муниципальной науки при комитете Госдумы по образованию. БГТУ назвали примером грамотного сотрудничества вуза с региональной властью и бизнес-сообществом. Как удалось выстроить такую модель работы?

— Понимаете, в нашей области просто невозможно не войти в фарватер той политики, которую проводит губернатор Евгений Степанович Савченко. По большому счёту именно он инициатор сближения высших учебных заведений с властью и производственниками.

Правительство области, межведомственные рабочие группы по передовым производственным технологиям, проектный офис инженерной направленности, а далее Совет по инновационно-технологическому развитию при губернаторе стали теми площадками, где формируются повестки совместных исследований и рассматриваются конкретные проекты. При этом учитываются все интересы вузов, бизнеса и региона.

Мы представили уже много проектов, 30 из которых производственники уже заинтересовались. Есть и такие, которые получили распространение не только в нашем регионе, но и в других областях – это «Парковочное пространство», «Умный город».

Мы, в свою очередь, стараемся быть максимально полезными экономике региона. Собираем рабочие группы и выезжаем на предприятия, знакомимся с их проблемами, приглашаем производственников на форумы, семинары, круглые столы.

Работодатели по отношению к выпускникам раньше были нередко настроены скептически. Но мы изменили отношение и в этом. Мы ведём диалог: спрашиваем, что конкретно нужно работодателю? Какие специалисты и с какими компетенциями?

Приведу пример. Пришли на один из заводов области, обсуждали совместные проекты. Оказалось, что есть проблема – предприятию нужны гальванщики. Раньше их готовили в Харькове, сейчас – нигде. На заводе осталось три специалиста в возрасте за 60.

Гальванщики – это химики. Вместе мы отобрали шестерых студентов, в соответствии с техзаданием изменили им учебные планы, дали новые компетенции. И за год мы подготовили для завода гальванщиков. Работодателю изначально было нужно три специалиста, но когда он увидел студентов на защите дипломов, то взял на работу всех шестерых!

Это пример взаимодействия с бизнесом. Поставьте нам задачу, и мы её решим. Мы умеем оперативно работать.

Часто к нам приезжают послы различных государств – мы решаем свои задачи по набору студентов и абитуриентов в университет. На встречи с представителями других стран мы приглашаем белгородских бизнесменов, даём им возможность построить диалог и в перспективе выйти на рынки других стран. Так мы вызываем интерес производственников к себе. И у нас это получается.

Я всегда говорю, что даже если 10 процентов из того, над чем мы работаем, будет получаться, – это уже хорошо.

Не только центр науки

— БГТУ – университет 3.0. То есть это не только центр науки, образования, но и технологического предпринимательства. То есть БГТУ – вуз предпринимательского типа. Что это значит? Как вуз поддерживает малое технологическое предпринимательство?

— У университетов появилась третья составляющая – внедрение своих научных разработок в жизнь. В России мы в числе лидеров в этом вопросе, вокруг нашего университета появляются малые инновационные предприятия.

Мы мысленно студентов делим на четыре группы. Будущие специалисты предприятий – мы помогаем им найти работодателя. Исследователи, продолжатели нашей научной школы, которые реализуют себя в науке. Предприниматели и инноваторы (организаторы предприятий в сфере наукоёмких технологий) – им мы помогаем открыть свой бизнес. Эти люди – основа для того, чтобы наш университет развивался как вуз предпринимательского типа.

Уже со второго курса мы обучаем студентов ведению своего бизнеса. Мы не ожидали, что молодёжь настолько сильно этим заинтересуется. Студенты составляют свои бизнес-планы, мы помогаем им воплотить планы в жизнь.

Наша активная деятельность в данном направлении позволила серьёзно увеличить количество выигранных грантов и конкурсов на участие в программах, направленных на поддержку малых инновационных предприятий, например, в программах «Старт», «Умник», «Коммерциализация».

В этом году мы будем вручать студентам вместе с дипломом свидетельства об открытии своего дела. Мы надеемся, их получат 75 бакалавров.

Ставим задачу на будущее, чтобы 50 процентов выпускников вместе с дипломом получали свидетельства об открытии своих малых предприятий.

Кроме свидетельств, выпускники получат денежные сертификаты от университета на различные суммы. Их можно будет потратить на развитие своего дела. Например, на проведение исследовательской работы на нашем оборудовании.

Мы видим, что у молодёжи интерес к созданию собственных предприятий растёт. Всё меньше и меньше ребят видят себя частью больших корпораций, а хотят вести именно своё дело.

Сейчас оборот 105 малых инновационных предприятий, созданных на базе БГТУ, составляет более миллиарда рублей.

У нас нобелевцы растут

— Назовите ТОП-5 недавних изобретений и разработок студентов, которыми гордится вуз.

— Каждый год вуз поддерживает порядка ста новых патентов на изобретения, ноу-хау и так далее. Выделить пять из них сложно. Надо бы, конечно, назвать все.

Оценивать сложно. На первый взгляд изобретение может показаться выдающимся, но на деле окажется не очень эффективным. А может быть наоборот: ничем, казалось бы, не примечательное, может так «выстрелить» и раскрутиться, что человек может получить Нобелевскую премию.

— Непросто такое представить…

— Ну почему же. Назову несколько перспективных разработок, в создании которых участвовали наши студенты и аспиранты. Они получили признание за пределами вуза.

«Высокопрочный мелкозернистый бетон на основе композиционного вяжущего с применением техногенного сырья» – очень перспективная разработка, которая актуальна для всей страны.

«Аналитический модуль системы управления энергетическими ресурсами регионального бюджетного сегмента». Это уже реализуется.

«Газовая горелка» – универсальная вещь, постоянно совершенствуется и уже внедрена на производстве.

Разработки «Прессвалковый экструдер со съёмными формующими элементами» и «Способ напыления титанового покрытия на частицы гидрида титана» – в будущем они себя, полагаю, очень хорошо покажут.

А вот «Способ обезжелезивания воды для периодического водозабора» уже в действии – он внедрён в теплицах, сразу после изобретения идея получила поддержку местного бизнеса.

Серьёзный подход

— Глава региона поставил цель перед белгородскими вузами зарабатывать ежегодно минимум пять миллиардов рублей. Сколько сейчас и на чём зарабатывает «Технолог»?

— Сейчас общий доход университета с доходами малых предприятий составляет около трёх миллиардов. Зарабатываем по многим направлениям: образовательная, научная деятельность, хоздоговорная работа, выпуск инновационной продукции и так далее.

Мы будем увеличивать количество иностранных студентов в два раза. Практически все студенты-иностранцы у нас обучаются на платной основе – это один из элементов дополнительного дохода, хоть и небольшой.

У нас разработана масса авторских курсов, развиваем онлайн-курсы и работаем над тем, чтобы расширить наши возможности в заочном и дистанционном образовании. Создаём представительства в разных регионах – расширяем свою образовательную сеть.

Хоздоговорные работы приносят серьёзный доход. В этом году ощутимо выросло количество обращений к нам от физических и юридических лиц. В этом направлении работы мы вышли на международный рынок.

Для быстрого старта

— БГТУ занимается развитием среднего профессионального образования. Почему это важно?

— Колледж при университете – это возможность быстрого старта для школьников и студентов. Для университета же – одно из конкурентных преимуществ.

В нашем колледже высочайший уровень преподавательского состава. Студенты получают хорошую теоретическую базу и практические навыки.

— А что такое Малый технологический университет?

— Он занимается инновационной работой со школьниками по техническим и гуманитарным направлениям регионального и всероссийского уровней. МТУ работает с 2017 года. За это время в нём получили знания более 12 тысяч детей. С каждым из них работали по индивидуальному плану.

Здесь созданы все условия для школьников, интересующихся наукой.

Высшее – обязательно

— Вы как считаете, нужно ли современному молодому человеку, желающему добиться успехов в жизни, высшее образование?

— Обязательно. Значение образования и самообразования всегда растёт.

Высшее образование это не просто полученная сумма знаний (её хватает на 5 лет, максимум 10) – это институт, который позволяет научить учиться.

Раньше технологические уклады сохранялись столетиями, сейчас же всё меняется очень быстро. Мы уже пережили один уклад – совсем недавно жили без Интернета, мобильных телефонов.

В дальнейшем, когда многие процессы будут автоматизированы и роботизированы, на первый план выйдет коммуникационные способности. Поэтому я сожалею, что сейчас молодёжь отвыкает общаться.

Высшее образование обязательно нужно – это выход на новый уровень твоих познаний и способностей. Оно за короткий промежуток времени развивает интеллектуальные способности.

Меня удивляют пренебрежительные высказывания людей, которые не получили высшее образование, в адрес тех, кто его имеет.

Например, как‑то рабочий сказал мне: «Что толку от того, что ты инженер, я знаю, какое должно быть давление на выходе из турбины двигателя, а ты – нет». Разница как раз в том, что я, как инженер, знаю, почему именно это давление должно быть в том или ином двигателе, почему оно вообще нужно. Я получаю образование, чтобы создавать это.

Любимое дело

— Скажите, Сергей Николаевич, а как вы сами выбрали свою будущую специальность?

— Я глубоко убеждён в том, что каждый человек должен заниматься своим любимым делом и только тогда он может добиться успехов и проявить себя.

Я склонен считать, что мы совершаем ошибку, когда не разрешаем детям становиться последователями своих родителей. Дети, когда идут по стопам, с малых лет впитывают терминологию, нюансы работы. Но, конечно, силком никого нельзя тянуть в профессию.

Для меня работа с автомобилями всегда была любимым делом. Я интересовался инженерией с самого детства, поэтому и поступил в Московский автомобильно-дорожный институт. Затем работал на транспортных предприятиях, но мне всегда хотелось работать именно в Технологическом университете, и как только у меня появилась такая возможность, в 2000 году, я ею сразу воспользовался.

Мне эта работа очень нравится, и я огромное удовольствие получаю от того, чем занимаюсь. Каждый проведённый здесь час – в радость, хотя, конечно, я с удовольствием иду домой.

Сержанты и офицеры

— С 1 сентября 2018-го в университет вернулась военная кафедра. Какие перспективы у военного учебного центра? Когда на учёбу будут брать девушек и появятся ли новые специальности?

— Сейчас военный учебный центр ведёт подготовку по трём военно-учебным специальностям: командир стрелкового отделения, старший стрелок, командир отделения войсковой разведки.

В перспективе здесь будут готовить по трём программам военного обучения: подготовка офицеров запаса, кадровых офицеров, сержантов запаса.

Это значительно расширит круг военных специальностей, по которым могут обучаться студенты.

Решение по обучению девушек в военном учебном центре принимает Министерство обороны. Если нашему центру поручат такую подготовку, то тогда сразу начнём приём на учёбу и девушек.

Новые направления

— Какие новые направления подготовки могут появиться в университете в ближайшие годы?

— В ближайшие годы мы планируем открыть новые образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в области аддитивных технологий. Они займутся разработкой спецматериалов, моделированием их свойств. Специалисты будут работать на стыке физики, химии и информационных технологий.

Будем развивать направления экологии, биотехнологии и геоники.

Планируем открыть программы по подготовке специалистов в области сквозных технологий: разработчиков Big Data, архитекторов информационных систем, специалистов по информационному моделированию в строительстве.

— БГТУ в прошлом году собирался открыть филиалы подготовительного факультета в Иордании и Китае. Удалось ли это?

— В прошлом году мы открыли подготовительное отделение в Китае. Сегодня там учатся 30 студентов. Работу по созданию отделения в Иордании продолжаем.

В БГТУ сейчас учатся более двух тысяч студентов из 71 страны. Мы планируем увеличивать число иностранных студентов.

Особенный год

— В этом году «Технолог» вместе с регионом отмечает 65-летие. Как вуз планирует отметить эту дату? Что пожелаете нашему региону и вузу?

—Это особенный для нас год. Мы перешли от празднования 165-летия со дня рождения Шухова к 65-летию университета. Мы решили посвятить год 65 добрым делам. Уже сделали многое, но многое и предстоит: экологические субботники, волонтёрские проекты, стройотрядовцы поедут на стройки России… Много ещё и других разных полезных и интересных дел у нас впереди.

Белгородской области, как и нашему университету, мы желаем процветания, успешной реализации намеченных планов, новых побед и открытий.

Беседовала Наталия Козлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×