Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 июня 2019,  11:28
 1044

Оружие похорошения. Как белгородцы следили за модой полвека назад

Оружие похорошения. Как белгородцы следили за модой полвека назадМодный журнал, 1958 год
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Листаю старые газеты, журналы 50–60-х годов прошлого века – в 65-летнюю годовщину области интересно узнать о многом. В том числе как жили, как отдыхали, как одевались люди в то время. Многое из тенденций того времени актуально и сейчас, а некоторые моменты вызовут ухмылку и даже смех.

Недопустимые брюки

Наверное, одежда, особенно женщин и девушек, в то время была строже. И уж точно придирчивее и серьёзнее относились к ней в обществе. 

«Каждой эпохе соответствует свой стиль. Основная тенденция современного стиля идёт к тому, чтобы сделать платье удобным, практичным, подчёркивающим, выявляющим естественную красоту человеческого тела, – говорит с читателем газета «Ленинская смена» в статье «Мода и стиль», 1958 год. – Мода, порождённая потребностью обновления одежды в соответствии с изменяющимися бытовыми, эстетическими потребностями, непрочна, быстро меняется. Следовать ей нужно с осторожностью, всегда придерживаться правила: надевать то, что вам идёт, не смешивать разные стили».

К сожалению, об этом часто забывают, выхватывая несовместимые элементы костюма. Случайно подбирают также обувь, перчатки, шляпы. Вот и появляются на улицах Белгорода крикливо, вульгарно, вне всякого стиля одетые люди».

Особо насторожила областную молодёжную газету конкретная часть туалета:

«В последнее время довольно широкое распространение получили брюки для женщин. Это модно и удобно. Но если на производстве или спортивных занятиях их можно носить многим, то во всех других случаях – дома, в дороге, во время туристской поездки или прогулки – они хороши только на стройной, худощавой фигуре. И уж совершенно недопустимо девушке или женщине идти в брюках в кино или другое общественное место, как это иногда бывает».

По мнению дизайнеров того времени, идеальная женщина должна была иметь тонкую осиную талию, покатые плечи, приподнятую грудь и пышные округлые бёдра. Новый стандарт диктовал появление и современных, и некогда забытых элементов в одежде. Вновь приобрели актуальность корсеты, кринолин, каркас из китового уса, а также подушечки для бёдер и груди.

Что‑то вроде помела

И с причёсками, если верить «Смене», тоже было не всё в порядке:

«Очень красивы хорошо уложенные косы, но их бессердечно подстригают, следуя моде и сооружая на голове что‑то вроде помела. Стандартная причёска коротко остриженных и завитых перманентом волос идёт далеко не каждой девушке. Да и как досадно бывает с наступлением весенних дней видеть такие причёски чуть ли не на каждой девушке. Это превращает моду в её противоположность – в безликий стандарт и вместо того, чтобы подчёркивать индивидуальную красоту, затушёвывает её». 

Тем не менее представительницы прекрасного пола, несмотря на самые строгие увещевания, не прекращали экспериментировать. В моду в то время, например, вошли объёмные причёски, такие как бабетта. Молодым девушкам приглянулся так называемый конский хвост, введённый в обиход с подачи Брижит Бардо.

 

Бабетту как у Брижит Бардо пытались крутить на себе советские модницы Бабетту как у Брижит Бардо пытались крутить на себе советские модницы

«Красным маком» и «Ригой»

Волновала белгородок и косметика. Приближается весна. Всё расцветает – цветы, деревья и девичьи лица. Проблемы, связанные с красотой лица, интересуют не только девушек и женщин. 

«Каждый хочет быть красивым, – отвечает на вопросы читателей «Смены» в том же 58-м году врач Н. Королёва. – Пудра, духи, кремы – только отдельные виды оружия из мощного арсенала средств похорошения. Как их применять, чтобы кожа лица была красивой, мягкой и эластичной? 

К дневным смягчающим кремам, рекомендуемым для лиц с сухой кожей, относятся: «Красный мак», «Молодость», «Макон», «Рига». «Земляничный» и др. Эти кремы следует применять перед выходом на воздух, они служат основой под пудру. Хорошо смягчает и освежает кожу крем «Красная Москва». 

С десяток названий всего. Даже скучно. Сейчас в арсенале красавиц не одна сотня кремов, пенок, масок, скрабов… Особого внимания заслуживает макияж 50-х годов. Цветовая гамма косметики менялась два раза в год под стать трендам в одежде. Наиболее распространёнными сочетаниями выступали бирюзовый и персиковый, серебряный и голубой, болотный и медный оттенки. По примеру известных голливудских актрис девушки подводили глаза чёрным карандашом, делая длинные стрелки. 

Салонный метод 

Универмаг «Маяк» знаком всем жителям и многим гостям Белгорода. Его открыли 28 октября 1963 года. Он считался образцовым предприятием торговли, самым крупным во всей области. Но это не первый такой магазин в областном центре. Первый универмаг названия не имел и находился напротив теперешнего медицинского колледжа.

«Бороться за честь торговой марки становится сейчас правилом для большинства торговых работников, – отчитывается «Смене» секретарь комсомольского комитета магазина П. Кривошапов. – Так же поступают и у нас, в Белгородском универмаге. Наш коллектив насчитывает 100 человек, которые работают в шести секциях: одежды, галантереи и трикотажа, тканей и т. д. За прилавком, как правило, стоит молодёжь. Запросы покупателей растут день ото дня. Больше становится товаров, придирчивей их выбирают. 

В минувшем году коллектив универмага успешно выполнил свои обязательства. Годовой план товарооборота нами завершён к 21 ноября 1957 года, получено 320 тыс. рублей сверхплановой прибыли. Заметно повысилась культура обслуживания. Многое сделано, например, в прошлом году в секции «одежда», введён прогрессивный салонный метод торговли, позволяющий покупателю самому легко и быстро выбрать и примерить костюм или пальто. Продавец в данном случае выступает в роли советчика».

Открыли здесь и детский салон, что намного ускорило торговлю, увеличило товарооборот, новую экономию государственных средств, а для посетителей – экономию времени – переход на торговлю без кассира.

 

Так рекламировали духи и одеколон Так рекламировали духи и одеколон

Три тысячи пар

Но центральные магазины, обложки журналов и кадры из ярких фильмов – это одно, а жизнь была несколько другой. Для большинства белгородцев, особенно в сельской местности, мода была понятием отвлечённым, да и реальность плановой экономики вносила свои коррективы. 

Так, на заседании бюро Белгородского горкома КПСС в 1964 году обсуждали работу областной оптовой базы « Росторг­одежда»: 

«Недостаточно глубоко изучаются заказы потребителей, в результате чего завозятся в больших количествах товары, не имеющие спроса, устаревших фасонов и моделей, не современной расцветки и низкого качества материала, завезённые на базу несколько лет назад, что ведёт к затовариванию, к омертвлению государственных средств, к неизбежной уценке товаров и убытка».

Имеют место случаи, констатировали в горкоме, когда база направляет в розничную сеть товары без подсортировки по цвету, размеру, росту, фасону:

«Например, Ст. Оскольскому райпотребсоюзу был отправлен контейнер мужских шерстяных костюмов одного серого цвета. Белгородскому ж/д ОРСу в марте с. г. было доставлено кольцевым завозом 3 000 пар женских чулок, и почти все одного 21-го размера». 

Поэтому часто ходили по Белгороду люди в одинаковой одежде и обуви, просто не имея возможности купить модную и красивую вещь. Яркая, красивая и броская одежда была для одних предметом осуждения, для других – объектом зависти и несбыточных мечтаний. То ли дело сейчас.

Татьяна Цыбенко, Государственный архив новейшей истории Белгородской области

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×