Настоящий Родачинский. Почему житель Прибрежного мечтает о музее истории родного посёлка
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Александру Фёдоровичу Родачинскому 83 года. Он немало поколесил по стране, но сорок лет назад вернулся на свою малую родину. Живёт в посёлке Прибрежный, занимается краеведением (уже издал книгу «Ожившие страницы Приосколья») и бережно хранит в своём доме старые вещи и документы – свидетельства ушедшей эпохи.
Есть не просят
Чего только нет в домашнем архиве Александра Фёдоровича Родачинского! От граммофона и радиоприёмника «Белгород» до пробитой солдатской каски и портретов русских классиков.
С фотографий на стенах смотрят труженики некогда гремевшего на всю страну новооскольского птицесовхоза. Какие‑то снимки сделаны хозяином дома, другие получены в дар от земляков.
— Вы вообще ничего не выбрасываете? – спрашиваю я, рассматривая самодельные плакаты перестроечных времён: «Хватит марксизма–ленинизма! Хотим жить как люди!».
— А зачем выбрасывать? Они ж есть не просят, – отвечает хозяин.
На видном месте на стене – портрет его отца с подписью: Настоящий Фёдор Фёдорович.
«Моих деда и бабушку раскулачили, – поясняет Александр Фёдорович. – И отец ещё до войны, когда женился, взял фамилию мамы, стал Родочинский. А когда вернулся с фронта, снова записался как Настоящий. Меня же, так получилось, всю жизнь в разных документах писали то Родочинский, то Родачинский. В итоге победила буква «а».
Вершина айсберга
Но всё, что в его доме сразу бросается в глаза, – это, так сказать, лишь вершина айсберга. Основной материал – документы, фотографии, негативы – хранится в пронумерованных папках, которыми, кажется, заполнены все шкафы и шкафчики в доме. Даже отслуживший свой век холодильник – и тот переквалифицировался в своего рода сейф. Гигабайты информации хранит компьютер – там не только фотографии, но и документальные и игровые фильмы, снятые Родачинским и его единомышленниками.
Есть архив не просит, это верно. А вот о том, чтобы создать на его основе музей, Александр Фёдорович Родачинский мечтает. И помещение у него есть – часть дома. Правда, там ремонт нужен, вздыхает хозяин, но у самого на это нет сил и возможностей.
«Я на праздники выставляю фотографии на улицу, возле дома, – говорит Родачинский. – Люди подходят, находят на снимках своих родных, рассказывают о них».
У Фёдоровича не пропадёт
Вот на одной из фотографий – Андрей Черкашин, агент Чрезвычайной комиссии по топливу. К снимку, сделанному, вероятно, после войны, прикреплена подписанная ветврачом справка: «Выдана бывшему рабочему Черкашину в том, что он действительно работал возчиком на лошади с 1943 по 1956 год… Он действительно работал честно и добросовестно относился к закреплённой за ним лошади. В течение этого времени ни одного случая простоя лошади по болезни не было».
Этот документ вместе с мандатом сам Черкашин отдал Родачинскому – знал, что «у Фёдоровича не пропадёт».
Не пропал у него и большой плакат, сделанный когда‑то на основе знаменитого снимка фотохудожника Павла Кривцова. На нём – Анна Чекрыгина, Вера Сафронова и Нина Муравецкая. Их имена в советское время знала вся страна. Познакомились подруги в птицесовхозе, отсюда ушли на фронт, сюда же и вернулись после Победы. В архиве у Родачинского не только тот плакат, но и личные документы боевых подруг.
«Нина Муравецкая – двоюродная сестра моего отца, девичья фамилия её – Настоящая», – поясняет Александр Фёдорович.
Знакомство с фотографией
Память наша скоротечна:
Что запомнят, что сотрут.
Лишь в архивах память вечно
Документы сберегут.
Архивариус, друг милый,
Ты нам правду расскажи.
Как рождался край любимый,
В документах покажи…
Так рифмует Александр Фёдорович своё стремление сохранить для земляков историю родного края, показывая чёрно-белые фотографии.
Первый фотоаппарат у него появился в 1950-е, ещё в Кронштадте, где Саша Родачинский учился на маляра-альфрейщика и откуда ушёл в армию. Основательно фотоделом, а потом и видеосъёмкой занялся, когда работал в многотиражке на Рязанском заводе автоагрегатов:
«Тут у меня началось с фотографией большое знакомство», – говорит Александр Фёдорович.
В фотолабораторию к нему, в числе столичных репортёров, приезжал и Василий Песков. Знали коллеги, что у Родачинского можно разжиться фотобумагой и фотоплёнкой – этого добра на заводе было в достатке.
Целая глава его жизни – народная студия «Жаворонок», которую Александр Фёдорович стал вести после возвращения на родину. В 1980-х обитал «Жаворонок» в ДК посёлка Прибрежный и представлял собой что‑то вроде любительской киностудии и фотокружка для местной ребятни. Больше двух десятков фильмов создали юные новооскольские кинематографисты вместе со своим наставником. Были среди них даже игровые ленты, включая комедию и детектив. Так что Александра Родачинского по праву называют «человеком, с которого начался синематограф в Новом Осколе».
«Почему бы это всё не показывать людям», – разводит руками он, возвращаясь вопросу о создании музея.
Пока дедушка собирает…
Фотоаппарат и кинокамеру летописец земли Новооскольской (ещё одно народное звание Родачинского), кажется, не выпускает из рук всю свою жизнь. На видеокамеру земляки рассказывали Александру Фёдоровичу и его коллегам по новооскольскому телевидению о своей жизни – о войне, о том, как строили великую страну. В их рассказах – история не только Новооскольского района, но и всей нашей Родины. Многих из этих людей уже нет в живых, но память сохранилась. По крайней мере, пока «дедушка всё это собирает»…
Я долго беседовала с Александром Фёдоровичем. И, кажется, поняла, в чём кроется источник неуёмной энергии людей старшего поколения. Они родились и жили в другой стране с названием СССР, которую считали своим домом – могли поехать в любой город или село и гарантированно найти там жильё и работу. Люди этого поколения всё делали сообща – воевали, строили мирную жизнь, и потому до сих пор у них болит душа обо всём, что происходит вокруг. Теперь они стремятся объединить нас, своих детей и внуков, общей памятью о Родине. Получится ли – не знаю. Но стараний они не оставят.
Нелля Калиева