Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 июня 2019,  13:15

По барабану. Как научиться играть на ударных и не остаться равнодушным

Корреспондент журнала «ОнОнас» попробовала себя в роли звезды за барабанной установкой

По барабану. Как научиться играть на ударных и не остаться равнодушнымФото: Наталья Малыхина
  • Статья

В школе мы с подружками, вдохновившись примером «Ранеток», хотели создать группу. Даже песни писали про несчастную любовь. Для мировой славы не хватило всего-навсего умения играть на музыкальных инструментах и желания этому учиться. И вот спустя десять лет судьба дала мне шанс – занятие в школе барабанов.

Магия чисел

Звёздная карьера началась с белых тапочек. Когда я и ещё четверо ребят пришли на занятие, нам предложили переобуться, потому что часть урока проходит на ковре. Мы расположились на подушках, разбросанных по полу, в небольшой комнате с четырьмя барабанными установками. Настя давно хотела научиться играть на каком‑нибудь инструменте, Ваня пришёл с ней за компанию, Оля мечтала именно о барабанах, Богдан попал в музыку через рэп, а на барабаны – из любопытства.

«Кто верит, что сегодня у вас получится сыграть свою первую песню?» – спрашивает барабанный гуру Александр, рассчитывая на хоровое «я-я-я!». 

Но хора не получилось, только Богдан порывался поднять руку, но засомневался.

«Кто верит, что у вас есть чувство ритма?» – не сдаётся преподаватель.

Я отрицательно мотаю головой, от ребят волны уверенности тоже не следует. И Саша решает нас переубедить, попросив повторить ритм, который он сыграет – We will rock you. Знакомый всем мотив с двумя притопами и хлопком мы исполняем без труда. Только уверенности это не прибавляет.

«Даже человека без чувства ритма можно научить играть на барабанах, просто это займет чуть больше времени», – пытается успокоить группу Александр.

Он рассказывает, что барабанщик – единственный в группе, кто отсчитывает и задаёт ритм. Раз мы учим базовый мотив, то и считать будем до четырёх: такой музыкальный размер наиболее простой. Чтобы мы с ребятами прониклись магическим значением этого числа, Саша предлагает сыграть в игру, где на все вопросы «сколько?» мы должны отвечать «четыре».

— Сколько пальцев? – спросил он, выставив раскрытую ладонь.

— Четы-ы-ыре! – послушно протянули мы.

— Сколько нот вы знаете?

Мы решили, что игра закончилась, и ответили «семь». Но оказалось, что это хитрая уловка, да и нот здесь больше 25 – по числу барабанов, которые можно навесить на установку.

 

Не волшебная палочка

На установках, которые стояли перед нами, было по пять барабанов: большая бочка внизу и четыре над ней. Но мы будем учиться только на двух.

«Для базового ритма нужна бочка или бас-бочка и барабан поменьше – его называют «маршевый», «пионерский», «малый».

Действительно, этот барабан точь-в‑точь как те, в которые пионеры когда‑то звонко отстукивали марши на парадах – небольшой, будто приплюснутый.

«В бочку будем бить правой ногой на счёт «раз». В малый барабан левой рукой – на «три». Все четыре счёта – правой рукой в сдвоенные тарелки, хай-хэт, – инструктирует Саша. – Левую ногу мы ставим на педаль хай-хэта: тогда тарелки сжаты и не звенят друг об друга».

Барабанщик раздаёт нам палочки, вводя в лёгкое замешательство шутками, не перепутали ли мы левую с правой. Музыкант показывает, как правильно держать палочку.

«Делим её визуально на три части. Снизу между первой и второй частями берём указательным и большим пальцем, остальные пальцы ложатся на палочку, обнимают её, но не зажимают. Ладони смотрят вниз, плечи расслаблены и удары идут от локтя. Такой хват позволяет делать мощные, хлёсткие удары».

Саша предупреждает, чтобы мы не держали палочку только двумя пальцами, как аристократы – вылетит из руки. Попытки играть в волшебника тоже не пройдут: если указательный палец будет лежать вдоль палочки, то она начнёт отскакивать хуже, а сустав заболит. Отставленный в сторону мизинчик или, наоборот, сжатый кулак тоже помешают игре.

Мы по всем канонам устроили палочки в руках, наклонили ладони и застучали по полу под Сашин счёт. На «раз» мы притопывали, на «три» – стучали левой палочкой, на все четыре – барабанили правой. Легко? Ни капельки! Мне хотелось топать и на «три» тоже, а команда до левой руки почему‑то доходила на «два» или на «четыре». Хорошо, что стучим по ковру, и он учтиво заглушает мой музыкальный позор!

Оказалось, координация страдает не только у меня, и это нормально, подбодрил Александр.

«Чтобы освоить новый навык, нужно повторять медленнее, чем делали мы. Ещё я считал вслух, а вы нет. Когда вы считаете вслух, мозг лучше запоминает порядок действий. И многое зависит от секретной техники, которая помогает абсолютно всем! – барабанная дробь. – Техника «ещё разок». Когда у вас что‑то не получается, надо пробовать снова. В десятый раз не получается? Ещё разок! В двадцатый? Ещё разок!»

Замотивировавшись, продолжаем отстукивать ритм. Сашин коллега Вадим, который аккомпанирует на гитаре, наигрывает что‑то знакомое, и я отвлекаюсь в попытках вспомнить песню. Подглядываю за ребятами, какое движение следующее.

Ударный труд

Решив, что мы готовы к следующему квесту, Саша отправляет Настю, Олю и Богдана за барабаны, а я и Ваня остаёмся стучать по полу. Лица ребят сосредоточены, губы нашёптывают заветные числа, руки несмело опускаются на установку. Вадим играет «Мой рок-н-ролл» группы «Би-2», мысленно начинаю подпевать и сбиваюсь со счёта.

Меняемся. Теперь я сажусь на круглую табуретку: правая нога оказывается на педали бочки, левая – на педали хай-хэта: тут в отличие от автомобиля можно жать сразу на обе. Перекрещиваю руки, чтобы правая оказалась над «тарелочками», а левая – над малым барабаном, который находится между коленями.

— Что делать, если вы на концерте сбились с ритма? – спрашивает Саша.

— Плакать и убегать со сцены, – предполагаю я.

— Закидают помидорами. Но не вас – вы далеко сидите, – а вокалиста, – отверг мой вариант преподаватель и поделился советом: – Барабанщик – это сердце группы, и, как и в организме, пульс не должен останавливается. Пульс – это хай-хэт. Нельзя прекращать бить по хай-хэту, он непрерывен. Забыли ударить в бочку? Стучим по хай-хэту и считаем заново. Палочка улетела? Бьём другой рукой. Пока хай-хэт звучит, зрители и группа могут даже не догадаться, что что‑то пошло не так.

Саша задаёт ритм, Вадим напевает сначала Валентина Стрыкало, потом – Макса Коржа. Я стучу по барабанам, как будто внутри коллекция древних китайских ваз. Нога норовит бахнуть в бочку на каждый счёт, руки не понимают, почему не могут бить одновременно. Принимаю решение с пафосным видом стучать только по хай-хэту, ловлю взгляд Саши – моя хитрость замечена. И остаюсь за барабаном до «пересменки».

Краем сознания отмечаю, что гитарист уже играет Noize MC, но не даю себе времени удивляться, сколько композиций подходит под базовый барабанный ритм, а отсчитываю: раз – хай-хэт и бочка, два – хай-хэт, три – хай-хэт и малый барабан, четыре – хай-хэт, раз…

По барабану. Как научиться играть на ударных и не остаться равнодушным - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Барабанный брейк

Когда я оказываюсь за установкой в следующий раз, Саша озвучивает вопрос, который крутится у меня в голове.

«Зачем нужны другие барабаны, которые стоят вокруг нас, если мы играем только на двух? – И, не дождавшись ответа, продолжает: – Слышали, когда барабанщик ударяет по очереди по всем барабанам? Это брейк, логический переход между ритмами».

Музыкант объясняет нам базовый брейк: двумя палочками бьём по каждому из четырёх барабанов. Брейк можно усложнять: бить палочками по очереди, по два или по четыре раза. Это движение получается у меня легче всего, и я даже не стесняюсь бить громче!

«Брейк может использоваться между припевом и куплетом, в начале и в конце песни. Как барабанщик понимает, где поставить брейк? Нам помогает анализ музыкальной формы – сольфеджио», – говорит Саша. 

А я вздрагиваю: от друзей из музыкальной школы знаю, что это страшное слово пропитано детской болью и страданиями. Музыкант успокаивает.

«Сейчас разберёмся за пару минут. Самая простая геометрическая форма в музыке – квадрат. Потому что четыре стороны, четыре счёта в ритме. В одной музыкальной фразе четыре таких квадрата – это четверостишие. Логичнее всего брейк будет звучать в его конце».

Мы три раза отстукиваем наш ритм, а после четвёртого повторения – брейк. Там-пам-бам-бум! И снова ритм. Вадим играет Валерия Сюткина и «Ленинград», а я пытаюсь сосредоточиться на числах, ведь теперь надо считать ещё больше!

Руки сначала радуют послушанием, но потом я снова сбиваюсь. В голове гудит от барабанного шума. Мы все усаживаемся на пол.

«В барабанах есть ритм, брейк, анализ музыкальной формы и практика. Прокачивайте каждый пункт – и всё!» – подводит итоги Саша.

Оля с горящими глазами тут же записывается на трёхмесячный курс, а я выхожу и понимаю, что звездой за ударной установкой не стану. Не потому, что не смогу научиться, – просто мне по душе развлечения потише. Но теперь, слушая музыку, я не перестаю отсчитывать ритм и прислушиваться к звонкому хай-хэту. Это дар или проклятье барабанщика?

Елизавета Куравина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×