Белгородские контролёры бизнеса увлеклись штрафами
-
Новость
-
Новость
Бизнес-омбудсмен области Владислав Епанчинцев рассказал о причинах, по которым регион оказался в лидерах рейтинга по административному давлению на бизнес.
13 июня Владислав Епанчинцев представил на сессии облдумы доклад о работе за 2018 год. За это время в адрес уполномоченного поступило 130 обращений.
Вместе с Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, а также органами местного самоуправления бизнес-омбудсмен опросил 460 представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в регионе. 70 % респондентов оценили условия развития в области предпринимательства как удовлетворительные, 12 % – неудовлетворительные, 18 % затруднились с ответом.
23 % опрошенных предпринимателей оценили состояние своего бизнеса как устойчивое. Ещё 59 % считаю его «относительно устойчивым». 18 % заявили об отсутствии перспектив для своего дела, а 2 % и вовсе о готовности закрыть бизнес.
«Основными причинами, препятствующими развитию бизнеса, респонденты считают трудности в реализации продукции и услуг в связи с падением спроса, высокую конкуренцию, высокий уровень налоговой и надзорной нагрузки, сложности в получении финансовой поддержки и дефицит квалифицированного персонала», – сообщил Владислав Епанчинцев.
В мае 2019 года федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту Владимиру Путину доклад, в котором привёл рейтинг регионов по административному давлению на бизнес. Белгородская область оказалась в пятёрке регионов с наибольшим давлением. Главный федеральный инспектор по региону Александр Закоржевский попросил Владислава Епанчинцева прокомментировать ситуацию.
Бизнес-омбудсмен отметил, что в рейтинг попали не все данные по области (только по 5 из 7 проверяющим ведомствам).
«Лидеры в рейтинге, получатся, те регионы, которые экономически не так развиты, как Белгородская область. Вероятно, там меньше проверок, потому что нет столько предпринимателей, которых надо проверять», – пояснил он.
Однако главный негативный фактор, из‑за которого область справедливо оказалась в рейтинге, – соотношение предупреждений к штрафам при проверках различными контролёрами. Там, где можно было бы просто предупредить предпринимателя, ведомства в регионе предпочитают штрафовать.
«У нас с этим плохо. Мы будем работать над этим, будем думать, какие рекомендации вынести контролирующим органам. Это показатель, на который мы можем влиять. Я надеюсь, в следующем году у нас будет с ним лучше», – подчеркнул Епанчинцев.
В регионе изучили все проверки малого и среднего бизнеса, которые проводили в 2018-м региональные и федеральные ведомства. Региональные в целом число проверок сократили на 8 %, однако по малым и средним предпринимателям увеличили на 16 %, в том числе внеплановые – на 14 %. Уменьшилось и число федеральных проверок, однако по некоторым ведомствам всё равно есть рост.
«Несмотря на объявленное правительством России внедрение риск-ориентированных подходов в контрольно-надзорой деятельности, сохраняется традиция взимания контролирующими организациями штрафов, а не выдача предупреждений за впервые совершённые или незначительные нарушения обязательных требований предпринимателями», – подчеркнул Владислав Епанчинцев.
Так, из всех наказаний со стороны Роспотребнадзора только 3,4 % – это предупреждения (по России – 12 %), остальное – штрафы; у Ростехнадзора – 1,7 % (6 %); у Россельхознадзора – 4,5 % (16,6 %); у Росприроднадзора – 2,6 % (13,5 %).
«Только результаты деятельности белгородского МЧС максимально приблизились к среднероссийскому уровню в части применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности», – констатировал Епанчинцев: 57,3 % предупреждений против 57,7 %.
На начало 2019 года в малом и среднем бизнесе работал каждый четвёртый из всех занятых белгородцев. Всего в регионе 64,7 тыс. субъектов МСБ, а годовой оборот этого сегмента бизнеса – 790 млрд рублей. Владислав Епанчинцев считает, что сейчас главное, чтобы сами предприниматели вносили предложения по улучшению делового климата в РФ.
«Оптимизм внушает объявленная федеральной властью глубокая реформа контрольно-надзорной деятельности, результатом которой, как планируется, станет переход от карательной сущности к проверок, когда всё сводится к только к размеру штрафа, к сотрудничеству бизнеса и органов контроля», – подчеркнул омбудсмен.
Сергей Шевченко