Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июня 2019,  15:51
 5808

«Умножай на два». Как белгородец зарабатывает на тех, кто хочет заработать на рукоделии

Собеседник «Белгородских известий» рассказал, как пришёл к такой идее, сколько денег потратил и как намерен развивать бизнес

«Умножай на два». Как белгородец зарабатывает на тех, кто хочет заработать на рукоделииФото: Наталья Малыхина
  • Статья

В 24 года Антон Романенко открыл магазин, в котором ремесленники и рукодельницы выставляют свои изделия на продажу. Казалось бы, идея не нова и до него стояли в торговых центрах столы с вязаными куклами, мылом ручной работы и прочими изделиями. Но у парня получилось вывести белгородский хендмейд на новый уровень.

Откуда идея

«У меня творческая семья: отец – ювелир, у мамы в своё время был театр моды, сестра – художница, только я экономист. И знаю, что самая большая проблема – продать то, что ты сделал. Магазины принимают товары под реализацию и зачастую делают такие наценки, что они никому не нужны.

Моя идея была в том, чтобы мастера могли выставлять товары по своим ценам, а мы просто берём с них фиксированную стоимость за размещение.

В крупных городах типа Питера или Москвы подобный формат есть давно. Но там концепция по типу барахолки: магазин предоставляет полки под размещение одежды и обуви б/у, сувениров и среди прочего – для изделий ручной работы. У меня же возникла идея сделать акцент именно на последнем, создать пространство, в котором было бы интересно и покупателям, и мастерам».

Первый магазин

«Искал помещение около двух недель. Это мой первый опыт в розничной торговле, поэтому я не решился идти в торговые центры или арендовать просторное и дорогое помещение. Надо было учесть и расположение – в район на окраине к нам не поедут. Подходящий вариант нашёлся в офисно-торговом здании в районе центрального рынка. Однако когда я пришёл на встречу, в помещение уже заносил коробки другой человек: он позвонил раньше меня минут на 15. Зато в этом же центре появился другой вариант, и он оказался даже лучше: 17 кв. м на первом этаже рядом с известным магазином, у которого уже есть свои клиенты.

Я не понимал до конца, что и как делать, писал владельцам подобных магазинов в других городах, но никто не собирался делиться своим опытом. Всё пришлось рассчитывать самому, например количество стеллажей.

Я остановился на 50 полках из дерева. Цену не озвучу, она зависит от индивидуальных параметров. Скажу только, что значительно дороже, чем из ДВП. Но для меня это был принципиальный вопрос: дерево создаёт определённую атмосферу в магазине. Открывались без вывески, её сделали позже за 50 тыс. рублей».

Где искать мастеров

«Поехал по ярмаркам, выставкам, торговым центрам, где стояли столики мастеров. Разговаривал с каждым, предлагал бесплатное размещение на первое время. Официально магазин открылся 17 декабря, это на самом деле очень поздно. По‑хорошему, если рассчитываешь заработать на новогодних праздниках, открываться надо хотя бы в начале ноября.

Я дал рекламу магазина в соцсетях на пару недель раньше, и к моменту официального открытия у нас было заполнено процентов 60. Когда мастерица с вязаными изделиями заняла первую полку в магазине, у меня был такой заряд воодушевления и веры в моё начинание!

Выбрал такие условия: при первом размещении заключаем договор на месяц и берём оплату вперёд, затем, если мастер продлевает договор, он может платить понедельно. Стоимость аренды полок зависит только от их визуальной доступности: от 1 тыс. рублей за нижние до 1,6 тыс. в месяц за те, которые на уровне глаз. Есть система скидок.

Я заказал дополнительные стеллажи для первого магазина и решил открывать второй».

 

Второй магазин

«Я выбрал торговый центр. Хотя со стороны и кажется, что в торговых центрах много пустых мест, зайти туда непросто, могут отказать без объяснения причин. Мне повезло занять островок 8 кв. м на нулевом этаже рядом с крупными магазинами, близкими нашей тематике. Затрат было больше, чем на первый магазин, нужно было обеспечить все требования законодательства по электрике, противопожарной безопасности. Только на освещение ушло около 70 тыс. рублей. Подсвечена каждая полка, мы потратились на энергосберегающие лампы, зато теперь потребляем 8 кВт.ч за рабочую смену.

На островке 80 полок. Эти стеллажи вышли дороже, потому что с остеклением – необходимая мера безопасности, иначе товар банально украдут.

В целом на открытие двух магазинов ушло больше 700 тыс. рублей. Это свои средства и деньги, которые я занял у друзей, кредиты не брал.

Вложения, думаю, окупятся примерно за год. Готовые открытые стеллажи из дерева в интернет-магазинах предлагают от 3,4 тыс. рублей, витринные с остеклением от 8 тыс. рублей».

Аренда и зарплата

«Аренда, реклама и зарплата трёх продавцов – вот основные затраты. Ещё 2–3 тыс. в месяц уходит на электричество, есть статья офисных расходов. Ежедневной статистики расходов и прибыли я не веду, хотя, наверно, зря. Просто сейчас я нацелен не на получение прибыли от магазина, а на создание магазину узнаваемости. Все свободные средства я направляю на рекламу.

Продвижением через «ВК» и «Инстаграм» занимаемся вместе с женой, закупаем только платные посты в группах. Недавно повесили баннер 3 х 6 м на здании рядом с магазином, получилось, что площадь баннера больше площади самого магазина.

У нас оформлено ИП и стоят две онлайн-кассы. Они обошлись примерно по 40 тыс. каждая. Помимо самого аппарата, сюда входит получение ключа от оператора фискальных данных, программа 1С и услуги программиста, который всё это настроил. Бухгалтерию мы с женой ведём сами».

Арендную плату Антон не раскрывает, предложения же коммерческой недвижимости в Белгороде варьируются в пределах 500–1 000 рублей за кв. м в зависимости от расположения и метража помещения. Аренда помещений площадью 15–20 кв. м начинается от 10 тыс. рублей в спальном районе и от 20 тыс. рублей в центре города.

Как удержать арендаторов

«Мастерам интересно, чтобы у магазина была проходимость и узнаваемость. Мы не гарантируем продаж, а предоставляем мастерам эту возможность, привлекая покупателей в магазин. В договоре этот пункт указан.

Проходимость магазина – величина непостоянная. В будни 10–20 человек, в праздники намного больше. На новогодние праздники мы продали товаров больше, чем на 100 тыс. рублей. Сейчас средний чек – 300–500 рублей, а самая большая покупка была на 12 тыс.: покупатель набрал разных товаров.

С нами работают около 150 мастеров. Кто‑то занимает полочку на месяц-два, есть и те, у кого договор на год. Мы работаем как с мастерами, для которых рукоделие пока только увлечение, так и с теми, кто занимается этим профессионально и тоже оформлен как ИП.

Все изделия мастера готовят к продаже сами – то есть они прикрепляют ценники, пишут состав, если нужно, прикрепляют инструкцию по применению. Для меня было удивительным, что многие готовы продавать свои изделия практически по себестоимости материала. Цены на изделия начинаются от 30 рублей. Но мы не вмешиваемся в их ценовую политику.

Продукция разная: от брошек и подвесок до светильников из дерева и лоскутных одеял. Хорошо покупают тканевые и вязаные игрушки, сувенирное мыло, броши, а, например, деревянный светильник с лампой Эдисона так и не продался. Но дело не в цене, а в индивидуальных предпочтениях и вкусах покупателей.

В будущем планирую расширяться, возможно, открыть франшизу, но прежде надо зарегистрировать свою торговую марку, этот процесс занимает около года.

Главный совет начинающим предпринимателям: рассчитывая бюджет, умножайте сумму на два. К вопросу с кредитами надо подходить аккуратно. Если человек полностью уверен в своих силах, можно и кредитные средства использовать. А можно ли быть уверенным? По своему опыту скажу, что можно быть достаточно безумным, чтобы поверить в свою идею настолько, что она покажется осуществимой. Если чем‑то загореть душой – всё обязательно получится!»


Мнение эксперта

Кирилл Горпинченко, руководитель ассоциации частных инвесторов «Белые крылья»:

«Идея такого магазина очень интересная и актуальная. Сейчас в моду вернулось то, что сделано руками человека, а не роботизированными машинами. Каждый товар получается индивидуальным и потому особенно ценным. Антон выбрал правильный подход к мастерам: он не душит товары комиссионными накрутками, как это происходит в магазинах, принимающих товар на реализацию. Это делает сотрудничество открытым и доверительным на всех этапах.

Он грамотно подошёл к выбору первого места для размещения магазина, взяв помещение без завышенной стоимости аренды. Это особенно актуально для тех, кто планирует продавать товар через Интернет. Разумное привлечение средств без кредитной нагрузки позволяет больше денег тратить на развитие бизнеса на начальном этапе.

В дальнейшем я бы рекомендовал увеличить расходы на рекламу и продвижение своего магазина, особенно через соцсети и через СМИ. Хорошо бы наладить общение с потенциальными покупателями, чтобы каждый из них мог не только увидеть понравившиеся работы, но и заказать что‑то индивидуальное. Может быть, в виде свободного заказа, где Антон выступал бы посредником.

Чтобы развивать франшизу, необходимо успешно раскрутить бренд хотя бы в двух-трёх городах, желательно удалённых друг от друга. И тогда можно запускать сеть и выстраивать взаимоотношения между магазинами, расширяя ассортимент товарами мастеров из других регионов. Например, у нас изделия из кожи и меха, сделанные мастерами с севера, будут иметь больший спрос, чем в их регионе, где люди к такому товару привычны. Если мастер доверяет бренду, он с удовольствием и выгодой для себя передаст свою продукцию для реализации в другие города. Конкурировать же с магазинами Москвы и Санкт-Петербурга в ближайшее время не стоит».

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×