Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 мая 2019,  10:46

Полёты вне закона. Почему у семи нянек коптер без глазу

Полёты вне закона. Почему у семи нянек коптер без глазуВадим РадченкоФото: Алексей Стопичев
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Геликоптеры, квадрокоптеры, октокоптеры… Это всё беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Их покупают как игрушки себе и детям. А также для бизнеса – в Интернете множество предложений об аэросъёмке. За деньги, конечно, и немалые. Однако многие владельцы беспилотников даже не подозревают, что, запуская их в небо, грубо нарушают закон.

Должны, но не могут

Прежде чем поднять в воздух беспилотник, вы должны:

1. Иметь документ, что являетесь оператором БПЛА.

2. Зарегистрировать свой беспилотник в соответствующих органах.

3. Перед каждым вылетом получать разрешение в Росавиации и у органов местного самоуправления.

4. В случае если поднимать беспилотник собираетесь вблизи режимных объектов или в 25-километровой зоне от границы, то должны получить разрешение от ФСБ России.

Но соблюсти эти условия практически невозможно. И вовсе не по вине владельцев БПЛА.

Деятельность авиации, к которой причислены беспилотники, регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации и Федеральными правилами использования воздушного пространства.

«В Воздушном кодексе указано, что беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлётной массой от 0,25 до 30 килограммов подлежат учёту в порядке, установленном правительством Российской Федерации, – говорит президент Федерации воздухоплавания Белгородской области Вадим Радченко. – Однако постановление правительства, регламентирующее порядок учёта, до сих пор не принято. Нет и государственного органа, который ставил бы беспилотники на учёт. Сейчас эту нишу занимают какие‑то ассоциации, гражданские организации, которые регистрируют беспилотники непонятно на каких основаниях».

Всего восемь желающих

Такая же, в принципе, ситуация и с обучением операторов беспилотников. До 2019 года у нас не было курсов, обучающих людей обращению с коптерами. Но в нынешнем году в Белгородском отделении
ДОСААФ России сами разработали программу обучения и набрали первую группу операторов. Но курсы не окупились, так как пройти обучение пожелали всего восемь человек.

«Мы согласны готовить операторов беспилотников. Вопрос в количестве специалистов, которые могут готовить операторов, и в количестве желающих пройти обучение. У нас пока один такой специалист, а вот с желающими вообще проблема. Обращения единичны, и большого спроса мы пока не наблюдаем», – говорит председатель регионального отделения ДОСААФ Александр Ахтырский.

Но даже если вы пройдёте обучение и каким‑то образом зарегистрируете свой коптер, это станет лишь началом долгого пути. Чтобы на законных основаниях поднять в воздух беспилотник, надо получить разрешение у органов местного самоуправления и в Росавиации. И это также достаточно сложно.

Как правило, в муниципалитетах понятия не имеют, какое разрешение выдавать и как оно должно выглядеть. Росавиация разрешение выдаёт, но для этого нужно зарегистрироваться на специальном сайте, а сделать это могут лишь лицензированные пилоты. Какого‑то отдельного порядка для операторов БПЛА пока не предусмотрено.

Своя ассоциация

Потому и запускают владельцы беспилотники на свой страх и риск. А такая самодеятельность наказуема. Статья 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства» предусматривает штраф от 2 до 5 тысяч рублей. Кстати, игрушечный вертолёт, запускаемый мальчишками во дворе, тоже беспилотное летательное средство. И тоже подпадает под санкции статьи! Спасает владельцев беспилотников только одно: штрафы по этой статье настолько редки, что практически никого не пугают.

Между тем бесконтрольные полёты могут привести к печальным последствиям. Представьте, что сотворит даже пятикилограммовый коптер, рухнувший со стометровой высоты на людную улицу? Или врежется в дюзу пассажирского самолёта?

Чтобы навести хотя бы относительный порядок, Вадим Радченко предлагает создать региональную ассоциацию беспилотников, которая объединит белгородских владельцев коптеров.

«В своей ассоциации мы будем регистрировать коптеры, обучать пилотов и координировать выдачу разрешений на полёты. Чтобы в Росавиацию подавали из Белгородской области разные заявки не на одно время и место. Здесь бы делились опытом, проводили семинары».

Кстати, эту идею поддерживают и в правоохранительных органах, потому что с беспилотниками пора навести порядок.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×