Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 апреля 2019,  11:00

«Вова может, а ты – нет». Почему сравнение не лучший способ воспитания

Советы белгородцам даёт кризисный психолог Ирина Узянова

«Вова может, а ты – нет». Почему сравнение не лучший способ воспитанияФото: shutterstock.com
  • Статья

Каждый родитель мечтает видеть своё чадо успешным человеком. Но путь к успеху состоит не только из побед, но и из поражений. Как сформировать у ребёнка умение проигрывать и правильную реакцию на неудачи?

В каком возрасте возникает стремление быть первым?

В период кризиса трёх лет (он называется также «Я сам!»). Это стремление связано с потребностью показать окружающим: «Я есть». Например, ребёнок хочет, чтобы кнопку в лифте нажимал только он. Реагируйте очень спокойно, не кричите и не ругайтесь. Объясните: в лифте кнопку нажимает только взрослый.

В этом возрасте ребёнок начинает расширять границы «можно-нельзя». Эти попытки нельзя особо пресекать (иначе он станет тревожным, будет бояться всего на свете). Но исходя из принципов безопасности, нужно изначально чётко определить границы дозволенного. Тогда ребёнок спокойно воспримет неудачи, связанные с запретом.

Как формируется мотивация на успех?

Ведущая мотивация – достижение успеха либо избегание неудачи – формируется в возрасте трёх-семи лет. Она будет проявляться затем во всём: в учёбе, в участии в конкурсах и соревнованиях. Так как жизненного опыта у ребёнка пока мало, ценностных ориентаций нет, маяком является реакция родителей на его действия.

Чтобы мотивировать на достижение успеха, ориентируйте ребёнка не на результат, а на саму деятельность. Объясните, что он участвует в соревнованиях не для того, чтобы получить медаль, а чтобы показать, чему научился. И хвалите за конкретные успехи, которые всегда найдутся (например, за то, что не побоялся участвовать в состязаниях и в этот раз выступил лучше, чем в предыдущий).

 

«Вова может, а ты – нет». Почему сравнение не лучший способ воспитания - Изображение Фото: shutterstock.com

Откуда берётся страх неудач?

Он появляется, если родители нацеливают ребёнка только на результат. И когда сравнивают его с другими детьми. Начинается с раннего периода: «Смотри, у Миши ровные куличики, а у тебя кривые», «Вова может забраться на лесенку, а ты не можешь». Малыш выбирает для себя: либо я буду стараться до бесконечности и заслужу похвалу мамы, либо я скажу, что у меня болит животик, и не полезу на эту лесенку. И дальше он будет делать всё, чтобы избежать ситуации, в которой может потерпеть неудачу. Поэтому не нужно сравнений.

Желание быть первым и непереносимость проигрыша возникает также, когда ребёнка либо чрезмерно хвалят, либо не хвалят вообще.

Как родителям реагировать, если ребёнок проиграл в соревнованиях?

Ребёнок расстраивается в случае проигрыша потому, что чувствует, что не оправдал родительские ожидания. Неоправданные ожидания вообще дети очень тяжело переживают. Поэтому не стоит давать установку со словом «должен». Ребёнок и без этого будет стараться.

Настраивайтесь правильно сами и настраивайте его: «Соревнования покажут, насколько старательно ты готовился».

Найдите, за что можно похвалить:

«Ты молодец, ты старался. Но в этот раз кто‑то сумел сделать больше, чем ты, это не страшно. У нас с тобой всё ещё впереди».

Чем спокойнее вы реагируете, тем меньше страха перед неудачами будет у ребёнка в дальнейшем.

Очень хорошо, если выступление, участие в соревнованиях станет праздником для семьи независимо от результата. Отпразднуйте вместе это событие. Ведь умение проигрывать с честью – тоже важный результат.

Как поддержать ребёнка в случае проигрыша?

Не торопитесь всячески утешать его, если он проиграл. Переживания – это возможность становиться сильнее духом и формировать личностный ресурс для преодоления последующих тяжёлых моментов. Будьте рядом, дайте поплакать или позлиться, то есть отреагировать свои переживания по поводу неудачи. Потом обнимите и скажите: «Ничего, что сегодня не получилось, как ты хотел. В следующий раз ты опять будешь стараться и у тебя получится лучше. Ведь теперь ты умеешь немного больше!»

Как можно скорректировать реакцию ребёнка на проигрыш?

Дошкольникам научиться принимать проигрыш помогут подвижные игры. Играя с ребёнком, например в футбол, не поддавайтесь, но отмечайте старание и успехи. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, и здесь учиться проигрышам научат шахматы, шашки, другие настольные игры.

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×