Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 марта 2019,  11:23

Хлопцы начинают разбирать слова

Как судьбы братьев Фёдоровых пересеклись с белгородской землёй

Хлопцы начинают разбирать слова
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Один из братьев выбрал путь церковного служения, участвовал в походе в Персию и в Гражданской войне. Другой был талантливым живописцем, чьё имя после смерти на многие годы незаслуженно забыли.

Земский учитель

Митрофан и Иоанн Фёдоровы родились в Острогожском уезде, в семье сельского священника. После смерти отца мать осталась с восемью детьми на руках, но каждому дала духовное образование. Трое из четырёх сыновей выбрали священнический путь, но Митрофан после Воронежской семинарии отправляется в слободу Ровеньки – работать земским учителем. «Здесь в ежедневных занятиях с натуры учился живописи», – рассказывает он в автобиографии.

Внучатая племянница Фёдоровых Марина Шендерова, решив написать книгу о художнике, в 2013 году связалась с Ровеньским краеведческим музеем. Там данных о жизни Фёдорова не сохранилось, но сотрудник музея Людмила Алейник и краевед Василий Бражников предположили: учительствовал Митрофан Семёнович в центральной земской школе. Сейчас в этом здании налоговая инспекция.

Сохранились письма Фёдорова этого периода (1891–94 годы) художнику Льву Соловьёву, с которым он познакомился во время учёбы в Воронеже.

«Дорогой Лев Григорьевич! – пишет Митрофан Фёдоров. – Не пришлось мне писать до сих пор потому, что всецело я был занят своими обязанностями по школе. Моя личная жизнь на всё это время как бы прекратилась. Школа была в беспорядке. Книг земство не высылало. Читать было нечего. Теперь было начало дело немного налаживаться. Хлопцы, совершенно отвыкшие от книги за лето, теперь начинают разбирать слова. Но тут подскочило новое неудовольствие. Сегодня для всей школы прислали таких книг для чтения, что у меня опустились руки, и я теперь не знаю: что мне делать и думать? Всё про Петербург, да про дворцы, да про монастыри, да про военные подвиги. Из деревенской жизни и для деревенской жизни – ничего».

Он рассказывает о своих занятиях живописью и отмечает, что работает с большой радостью на душе. Фёдоров находит себе компанию для художественных занятий. Марина Шендерова предполагает, что это мог быть первый роман Митрофана Семёновича. Сам он пишет об этом так:

«Недавно тут начала учиться рисованию одна дама: акушерка. Затеяли мы для этого делать из гипса маски. Но приёмов не знаем, и у нас дело идёт плохо. Теперь мы выписываем из Острогожска гипсу. А Вы, Лев Григорьевич, хоть хорошенько расскажите нам: как нужно делать; главное: чем смазывать лицо и гипс, чтобы лучше отставало. Рисование этой госпожи пошло хорошо. Она ещё в Петербурге ходила к Штиглицу. Теперь мы работаем понемногу с натуры. И она торжествует».

Работая в Ровеньках, Митрофан посещает Москву и Петербург, желая познакомиться с культурной жизнью столиц и определиться со своим призванием.

В 1894 году он приезжает на приёмный экзамен в Императорскую Академию художеств. Его принимают, а газеты замечают незаурядность работ молодого художника.

Восточные приключения

Брат Митрофана Фёдорова Иоанн сначала был дьяконом в храме села Ясенки. А через пять лет он становится священником и настоятелем храма в селе Плюхино Коротоякского уезда (сейчас Красногвардейский район). Тогда ему было 28 лет. Был отец Иоанн человеком мягким, добрым и приятным в общении. Служить ему довелось в деревянной Покровской церкви, построенной в XVIII веке. Село насчитывало чуть меньше тысячи жителей. Возможно, отец Иоанн и дальше бы жил размеренной жизнью сельского батюшки, если бы не овдовел. После смерти жены и пяти лет служения он покидает Плюхино, но позже ему было суждено ещё раз вернуться в наш край.

Отец Иоанн выбирает суровый и опасный путь военного священника. В императорской армии эта должность включала множество обязанностей. Надо было духовно окормлять воинов, а ещё – перевязывать раны, извещать родственников о смерти солдат, заведовать выносом раненых и убитых с поля боя, заводить походные библиотеки, организовывать общества помощи семьям погибших и покалеченных солдат.

Иоанн Фёдоров прибывает в Кушку. Эта крепость в Средней Азии находилась на юге современного Туркменистана, здесь сходились границы Афганистана, России и Персии. Через три года отец Иоанн в связи с состоянием здоровья просит перевести его в 1-й Черноморский полк Кубанского казачьего войска (Джелалоглы, сегодня армянский город Степанаван). Здесь проходил путь из Персии и Турции в Россию. В 1908 году кочевые племена Персии (шахсеваны) начинают выступать против правящей шахской династии Каджаров. Россия, поддержав последнюю, создаёт экспедиционные казачьи отряды. Отец Иоанн в качестве священника в Ардебильском отряде участвует в походе в Персию. Отряд помог в отражении набегов кочевников. В 1912 году шахсеваны дают клятву не поднимать оружие против русских. А отец Иоанн после пятилетней службы в Закавказье отправляется на Черноморский флот – крейсер «Память Меркурия».

«Был во всех боевых походах на крейсере «Память Меркурия» во время Великой войны. Участвовал во всех сражениях этого корабля, ревностно исполнял обязанности пастыря, во время боя оказывал помощь раненым. Во время сражения под Констанцею был контужен в голову взрывом бомбы с гидроаэроплана. Боевых походов на крейсере совершил 180 000 морских миль», – писал о себе отец Иоанн.

Разные пути

В 1918 году армейские священники оказались не у дел. Иоанн Фёдоров начинает служить в храме Козьмы и Дамиана в селе Хмелевец (сейчас это Валуйский городской округ). В деревянной церкви, которая до наших дней не сохранилась, находилась икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. Перед ней не раз совершались чудеса, исцелялись люди. Крестный ход к месту явления иконы собирал жителей не только Хмелевца, но и соседних сёл. Но уже в 1919 году дом отца Иоанна разгромили большевики. После этого он вливается в Добровольческую армию, во 2-й имени генерала Маркова полк. Его формировали в августе 1919 года в Харькове и частично в Белгороде. Он вошёл в состав Марковской пехотной дивизии, а позднее в 1-й Армейский Добровольческий корпус. В 1920 году вместе с проигравшей белой армией отец Иоанн эвакуируется из Крыма и прибывает в Сербию: служит при госпиталях, а потом отправляется в сельский приход – священников в этой стране в то время катастрофически не хватало. С 1929 года Иоанн Фёдоров преподавал Закон Божий в Донском кадетском корпусе, эвакуировавшемся из Новороссийска. Умер батюшка в 1940 году и был похоронен в Сербии.

А Митрофан Фёдоров, ступив на художественную стезю, прожил насыщенную жизнь: рисовал и участвовал в выставках, преподавал. Три яркие любовные истории, поездки в Европу, встречи с выдающимися людьми… Для всего этого нашлось место в его судьбе. Жизнь художника оборвалась в блокадном Ленинграде в 1941 году. До наших дней сохранилась 51 работа Фёдорова. Пять полотен находится в Третьяковской галерее.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×