Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 марта 2019,  18:20

Клиент не всегда прав. Что в работе плотника самое трудное

Плотник с 20-летним стажем рассказал «Белгородским известиям» о любви к дереву и сложностях в работе с заказчиками

Клиент не всегда прав. Что в работе плотника самое трудноеФото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

Плотником нужно не стать, а родиться. Так считает белгородец Дмитрий, который учился на тренера, но выбрал дело по призванию, а не по специальности. И ни разу об этом не пожалел.

Время другое

«По профессии я спортивный тренер. Как только забрал диплом из института, понял, что работать тренером никогда не буду. Пошёл на стройку, помогал мастерам, прорабам. Сам чему‑то у них учился. Потом начал углубляться в плотницкое дело, методом проб и ошибок всё осваивал, без чьей‑либо помощи. И вот уже 20 лет я плотник. Столярной работой почти не занимаюсь. Мне человек заказывает, я беру полуфабрикат (на рынке их полно) и с ним уже работаю.

Плотники сейчас – те же отделочники: и дверь поставят, и кухню установят, и стены могут обшить. В чистом виде их уже не найдёшь, может, в сёлах каких‑то только или на заводах. Плотники и столяры в изначальном понимании не нужны никому: в магазин идёшь и покупаешь что нужно. Я, например, изготавливаю и устанавливаю деревянные лестницы, обшиваю деревом металлические, делаю полы, перегородки разные, банями занимаюсь, могу кухню вмонтировать, тумбочку или столик собрать, рабочую зону сделать. И мою работу уже нельзя назвать чисто плотницкой».

Главное – чтобы платили

«В 2002 году открыл своё ИП. Всё было нормально, развивался, потом уехал в другой город, помогал знакомым с отделкой и другими работами. Когда вернулся, всё уже затухло, рекламу упустил. К 2015 году подошёл с тем, что работы вообще никакой не было. Сейчас нарабатываю базу с нуля. Чтобы найти побольше клиентов, решил давать сразу несколько объявлений в Интернете. Пишу «плотник-столяр», но в описании указываю все виды работ, которые могу выполнить. Сарафанное радио тоже помогает. Ко мне обращаются частники и организации: без разницы, с кем работать, главное – чтобы платили.

Я всё делаю один. Сам себе начальник, водитель, грузчик, бухгалтер, монтажник, дизайнер. Был когда‑то помощник, потом ещё один, но не сложилось: у меня нет вредных привычек, и это вредит работе в команде, представляете? Например, захотел напарник покурить, долго покурить, подумать о жизни, а я один корячусь со шкафом каким‑нибудь или жду его. Зачем мне это?

Работаю у себя дома. Пристроил небольшое помещение, там все нужные топорики, молотки, рубанки, ножовки. В общем, моя маленькая мастерская. Правда, большой станок туда не влезет, так что обхожусь без него. Дома вся мебель моя, своими руками выпиливал, собирал, красил. Жена до сих пор думает: это потому, что нам денег не хватает. А у меня просто душа радуется, когда каждый день вижу своё детище.

Помню первый заказ. Это был шкаф-купе: антресоли отдельно, шкаф отдельно. Я тогда целую ночь не спал, переживал, как всё пройдёт. Зря волновался: получилось настолько здорово, как будто всю жизнь только этим и занимался».

 

Клиент не всегда прав. Что в работе плотника самое трудное - Изображение Фото: pixabay.com

Не три копейки

«Пытался устроиться в организацию, ходил на собеседования. Не смог. Компании хотят обладать тобой полностью за три копейки, но я же не три копейки. Люблю свою работу и уважаю её, считаю, что она стоит дороже и требует достойного отношения. Сейчас немного зарабатываю, но знаю, что всё заработанное со мной. Недавно делал клиенту два шкафчика небольших. Вышло 5 тысяч. Эта работа того не стоила, но если больше ничего нет, то и за такое возьмёшься.

В среднем зимой выходит около 15 тысяч. Это не сезон для моей профессии, хотя бывает, что появляются мебельные работы – собрать, вмонтировать, установить что‑нибудь. Летом, конечно, лучше. И до 50 тыс. в месяц доходит, может быть, и больше. Смотря какие заказы.

Минимальный срок заказа – один день. Тумбочку, например, небольшую просят собрать. Максимум, сколько времени потратил на заказ, – три месяца. Я тогда обшивал деревом металлическую лестницу. Спиралевидная, вся изогнутая. Когда начал работать, просто за голову хватался, не мог ума приложить, как мне древесину‑то так извернуть. В итоге всё‑таки сделал, хотя сил и времени на это много потратил.

Временами приходится по шесть дней в неделю работать с утра до ночи. Приходишь домой, только кладёшь голову на подушку, а уже утро. Есть сложности, на которые я не могу повлиять. Покупаешь материалы или фурнитуру для сборки мебели, открываешь – а там брак. Вроде бы деньги и время потратил, чтобы всё это заказать, забрать, но и сроки объекта поджимают. Поэтому для меня идеальный вариант, когда заказчик сам покупает всё необходимое, а я только устанавливаю».

Написано на лбу

«Бывает, договариваешься с клиентом, прикидываешь – работы вроде бы на неделю, а получается – на три. Часто заказчик сам тянет время. Начинаю монтировать кухню, а у него ещё водопровод или электрика не проведены. Приходится ждать. Обидно, когда тянется процесс из‑за чьих‑то глупых ошибок. С оплатой тоже некоторые долго тянут. Вроде бы и договор заключили, всё обговорили, а клиент заднюю включает – скоро, скоро, говорит. А есть такие, которые откровенно хотят на тебе проехаться, а потом кинуть. Я уже научился отличать добросовестных заказчиков от шарлатанов: у некоторых прямо на лбу написано.

 

Есть люди, которые используют меня как консультанта. Ты приедь, посмотри, подскажи, а потом решим. Я по наивности еду, рассказываю, а заканчивается всё «спасибо, я подумаю». В некоторых случаях сразу говорю, что даже на консультацию приеду за отдельную плату. Скажем, 300 рублей. Кто правда хочет сотрудничать, те соглашаются, а остальные сливаются. Был у меня опыт, когда заказчик оплатил чертежи и расчёт, а всё остальное сам делал. Не знаю, получилось у него или нет, но больше он мне не звонил.

Все знают выражение «клиент всегда прав». Я с ним в корне не согласен. Клиент – такой же человек, как и я. Так же может ошибаться, не знать всех тонкостей, поэтому нужно находить компромиссы, а не слепо со всем соглашаться.

Если человек не знает, чего он хочет, то это не мой клиент. Потому что потом я же за эту неопределённость буду отвечать. Собирал как‑то лестницу деревянную и в конце покрыл её бесцветным лаком. А заказчик хотел обязательно тон ей придать, но мне об этом не сказал. Вроде бы и не моя ошибка, но ситуация неприятная».

Особая любовь

«Дерево – хороший материал. Я сотрудничаю с некоторыми компаниями, которые поставляют мне древесину. Потом уже сам решаю, как её обработать. Для чего‑то просто подпилю, саморезы закручу, лаком покрою – и готово, а где‑то работа посложнее будет. Некоторые просят сделать пол или мебель под старину. Тогда приходится брашировать древесину. То есть я специальной щёткой выбираю волокна, а потом покрываю всё нужным составом. Например, такой пол в небольшой комнате будет стоить 8–9 тысяч рублей. Ещё цена зависит от древесины: чем она дороже и плотнее, тем стоимость работы будет выше.

Когда просят построить баню, предлагаю выбирать между ольхой и лиственницей. Небольшая баня из этого материала обойдётся примерно в 60–70 тысяч рублей. Кто разбирается в древесине, понимает, что она прослужит долго, потому что материал влагоустойчивый. А внутри ещё и аромат будет классный.

Кому нужно подешевле и попроще, заказывают ель. Да, есть вероятность, что такая баня через время начнёт гнить, но заказчик и сам об этом знает. Перед тем как начать работать, я детально уточняю у клиента, что именно он хочет получить в итоге. Если понимаю, что есть какие‑то недочёты, то советую, как сделать лучше. Некоторые соглашаются, другие настаивают на своём. Тогда ответственность за работу берёт на себя сам заказчик».

Записала Екатерина Гавриленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×