Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 марта 2014, 16:59
 Екатерина Шаронова 5746

От соцреализма до метафизической драмы

Обозреватель Екатерина Шаронова вспоминает о спектаклях, поставленных на сцене БГАДТ им. М. С. Щепкина

От соцреализма до метафизической драмы Спектакль «Кремлёвские куранты»
  • Екатерина Шаронова
  • Статья
  • 60 лет Белгородской области

Шесть последних десятилетий – шесть спектаклей. Вспомним, что известно об одних из самых знаковых постановок, воплощённых на сцене Белгородского драматического театра.

«Кремлёвские куранты» по пьесе Николая Погодина поставил в то время главный режиссёр театра – заслуженный артист УССР А. М. Карданов. В 1958-м. Роль Ленина исполнил Владимир Игнатов. Актёр воплощал образ вождя и в других спектаклях. Забелина в «Кремлёвских курантах» сыграл Георгий Мерц – «редкий артист, который будто создан для аристократических ролей. В нём чувствовались особая стать и уходящая натура. Он был настоящим мастером перевоплощений как внешних, так и внутренних».
Спектакль стал вторым в белгородской театральной лениниане.

Спектакль «Кремлёвские куранты»
Спектакль «Кремлёвские куранты»

«Свежая энергия шестидесятых на белгородскую сцену ворвалась благодаря режиссёру Рэму Байеру. В его «Цыгане» по повести Анатолия Калинина в полной мере проявились «глубина мысли и чувства, правдивость и свобода актёрского существования, особое – интеллектуальное – волнение, живая динамика действия».

И всё это при отсутствии театральных штампов. Ведущую роль спектакля – Будулая – играл Владимир Бондарук. Первый из белгородских артистов, кто получил звание народного. Пресса назвала эту работу итогом нынешнего этапа становления актёра. От спектакля были в восторге даже настоящие цыгане, которые приняли Бондарука за своего и звали в свой табор.

Роль Клавдии в разных составах исполнили Евгения Ярцева и Валентина Протасова. Героини Ярцевой покоряли «своим достоинством, душевным богатством, внутренней силой, масштабом характеров». Всё это относится и к её Клавдии. В интерпретации одной из ведущих актрис, Валентины Протасовой, Клавдия вышла лукаво-ироничной и бесконечно трогательной.

Будулай
Будулай

Инсценировка пьесы «Сталевары» Геннадия Бочкарёва состоялась в октябре 1974-го, а в ноябре при переполненных залах эту производственную драму играли две недели подряд. На сцене отгрохали настоящий цех с потоками кипящей стали, с фейерверками летящих искр…

«Режиссёру Виталию Ильину удалось избежать заданности в разрешении конфликта спектакля, – писал местный журналист Владимир Любицкий. – На сцене нет плакатных героев или карикатурных подлецов, как нет, с другой стороны, и рассудочно полемизирующих резонёров. Есть рабочий коллектив – действующий, живой, в котором все дела общие. И мы, зрители, оказываемся непосредственно вовлечёнными в борьбу – борьбу мнений, действий, жизненных позиций».

Николай Черныш исполнил роль рабочего парня Петра Хромова. Чтобы вжиться в образ, он посещал цеха «Энергомаша» и изучал рабочий процесс изнутри:

«Больше всего интересовали сами люди: что они прячут за тёмными полосками защитных очков, за дежурными фразами и снисходительными улыбками…»

Репродукция афиши спектакля «Сталевары»
Репродукция афиши спектакля «Сталевары»

В 1982-м режиссёр Геннадий Косюков поставил масштабный трагикомический спектакль «Трёхгрошовая опера» по пьесе Бертольда Брехта. Постановка Косюкова восхищала синтезом режиссёрского решения, сценографии (художник – Юрий Доломанов), музыкальной и пластической (балетмейстер – Е. Ключарёва) партитур, прекрасных актёрских работ, в которых острая изобретательная, отточенная форма сочеталась с ярким, глубоким содержанием. Роль Мекки-Ножа досталась Владимиру Бондаруку.

Непредсказуемым, ловким, дерзким, вездесущим и азартным – таким его герой предстал перед публикой. Актёры прекрасно справились и со сложными хореографическими и вокальными номерами.

Репродукция афиши «Трёхгрошовой оперы»
Репродукция афиши «Трёхгрошовой оперы»

«Ромео и Джульетта» стал спектаклем-потрясением. Свой неординарный взгляд на шекспировскую трагедию, которой нет «печальнее на свете», белгородцам в 1997-м представил Михаил Мокеев. «Экстрасовременная», «не содержит ни одной приметы общепринятого видения», «рядом с белгородскими «Ромео и Джульеттой» «Королевские игры» Марка Захарова кажутся аскетичным спектаклем для бедных родственников», – так писали столичные театральные критики. «Откровением», «мечтой, легендой, песнью песней публики» назвала его белгородская пресса. Через год после премьеры спектакль стал участником московского Третьего международного фестиваля имени А. П. Чехова.

Спектакль «Горе от ума» (2005) по пьесе А. С. Грибоедова – первая работа народного артиста РоссииБориса Морозова для нашего театра. Именно с успеха этой комедии в четырёх действиях и началось плодотворное сотрудничество белгородского драмтеатра с московским режиссёром. «Горе от ума» примечателен и тем, что высоко оценён не только зрителями, но и профессиональным сообществом.

Скажем, одна из самых главных его побед – Гран-при XI Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» (белорусский Брест, 2006).

«На дне» – второй спектакль на белгородской сцене, воплощённый в особой театральной эстетике Валерия Беляковича. Народный артист России, московский режиссёр поставил его с нашими артистами в 2013-м. В своей интерпретации пьесы Максима Горького Белякович рассказал прежде всего историю не социального спуска по вертикали, а духовного схождения вниз, а после расширит границы ночлежки до масштабов мира и обнаружит, что эти искания, терзания, сомнения и чувства – доля каждого из живущих, а сердце, не знающее покоя, – в каждом из нас. Актёры развернули перед зрителями грандиозную игру, которая оставила после себя продолжительное послевкусие – ощущение смысловой и эмоциональной наполненности.

По материалам книги «Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина» (автор-составитель – заслуженный работник культуры России Людмила Кондратьева).


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×