Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 декабря 2013, 11:04
 Елена Песчаная 1118

Выходят на производство

В БГТУ имени В.Г. Шухова научились доводить научные идеи до коммерческого продукта

  • Елена Песчаная

Федеральный закон № 217-ФЗ, принятый в 2009 году, даёт право вузам создавать малые инновационные предприятия, входя в уставный капитал обществ своей интеллектуальной собственностью. И Белгородский технологический университет имени В.Г. Шухова активно включился в этот процесс.

Зачем так много?

С участием вуза учреждены почти 70 малых инновационных предприятий (МИПов), часть из которых находится в стадии регистрации. Зачем так много? И есть ли от них коммерческая эффективность? – поинтересовалась наша редакция у директора Инновационно-технологического центра университета Людмилы Романович. Та пригласила в гости. Не только рассказала, как разработки молодых учёных университета воплощаются в жизнь, но и показала на примере недавно стартовавших предприятий.

Ну а что касается количества (зачем так много?), то МИПы, по мнению Людмилы Романович, решают, прежде всего, проблемы практической подготовки молодых специалистов, апробации научных идей, рождённых в вузе. И коммерческая эффективность в этом случае не ставится во главу угла. Хотя есть в университете предприятия уже с 60-миллионным оборотом.
Ещё одна миссия малых инновационных предприятий – социальная. Речь об обеспечении вчерашних студентов рабочими местами. С этой задачей инновационные предприятия прекрасно справляются.

Во время визита в университет мы побывали на нескольких малых предприятиях. Посмотрели производство, пообщались с людьми. И пришли к выводу, что МИПы при университете, действительно, создаются не для «галочки». Во многих случаях идея уже доведена до коммерческого продукта, как, к примеру, в ООО «Композит».

Увяз в цементе

Директор этого предприятия Александр Бабаевский – человек занятой. Из тех, кому мало 24 часов в сутках. Ему 36 лет. В прошлом выпускник кафедры технологии машиностроения. Там же в своё время преподавал. Кандидат технических наук. Цементную промышленность знает от карьера до упаковки, поскольку работать на предприятиях этого профиля начал ещё в студенческие годы. Больше десяти лет проработал на инженерных должностях на цементных заводах центральной части России. Довелось изучить и зарубежный опыт в рамках Президентской программы. Сейчас всецело поглощён цементным бизнесом.

Накануне нашего визита Александр принимал на производстве делегацию во главе с губернатором области Евгением Савченко и мэром Белгорода Сергеем Боженовым. Признаётся, что очень волновался. Не каждый день доводится разговаривать с первыми лицами региона. Тем не менее, презентация инновационного продукта прошла достаточно успешно.
Производство композиционного вяжущего материала «ЭКОцемент» - совместный с вузом проект. Есть в нём и доля частных инвесторов. Никакой фундаментально новой формулы композиционного цемента шуховцы не изобретали. Только обобщили различные технологические факторы известных успешных методов производства цемента в единую технологию, оформив её в ноу-хау. Основная же идея проекта заключается в повышении энергоэффективности производства за счёт применения энергосберегающего оборудования.

«Сегодня вся Европа старается перейти на энергосберегающие рельсы. Там налажено производство вяжущих с использованием техногенных отходов, – рассуждает Александр Бабаевский. – Они отходы пускают в дело, а мы почему-то отправляем в отвалы. Большинство наших цементных заводов, строившихся в советские времена, устарели. Если и проводилась какая-либо модернизация – то лёгкая, символическая. КПД шаровых мельниц, которые используются в помоле, на большинстве старых заводов может достигать 2%. Остальные 98% идут на шум, вибрацию, на тепловыделение, другими словами – в потери. Лишнее тепло приходится даже утилизировать. Откуда при таких раскладах взяться экономии? Нам же удалось затраты на помол сырья снизить до 30 процентов, благодаря чему цена продукта стала достаточно привлекательной для потребителя. Она ниже рыночной почти на 15%. Это, собственно, и является результатом внедрения ноу-хау».

Малое инновационное предприятие было зарегистрировано в мае текущего года. Территориально расположилось в черте Белгорода. Летом были проведены монтажные работы, а в сентябре – пусконаладочные. Ещё пару месяцев потратили на сертификацию. И вот в ноябре ООО «Композит» выпустил первую партию продукта – 10 тонн. Мощность предприятия составляет 15-20 тысяч тонн в год. На полную производственную мощность компания планирует выйти уже с нового года. Заказчики на продукцию есть. Это оптовые базы областного центра, предприятия по производству железобетонных изделий.

«Сейчас спрос даже опережает наши возможности. Всё-таки мы микропредприятие и на большие объёмы, поставки на склады не тянем», – констатирует Александр Бабаевский.

Но, тем не менее, о дальнейших перспективах здесь задумываются. Учредители планируют со временем выйти за рамки небольшого цеха и начать выпускать инновационную продукцию уже в промышленных масштабах. Хотят открыть линию мощностью 50 тонн в час. Пока ищут инвесторов для строительства завода. Ведут переговоры с Венчурным фондом. Цена вопроса – 250 миллионов рублей.

К слову, учёные университета представляли в октябре нашу область на престижном конкурсе – втором всероссийском «Кубке Вызова», в котором все субъекты Федерации борются за звание «Лучший инновационный регион России». Проект «Производство инновационного композиционного вяжущего» БГТУ имени В.Г. Шухова, реализованный на площадке ООО «Композит», стал победителем.

Бумажные окатыши

Коммерческие успехи второй инновационной компании, в гостях у которой мы побывали, более скромны. Это, как говорится, дело будущего. Реализуют проект по производству гранул для дорожного строительства молодые учёные технологического университета под руководством доктора технических наук, профессора Владимира Севостьянова. Из МИПов в проекте задействованы ООО «Экотех», ООО «Рецикл-Интех», учебно-научно-производственная лаборатория «РЭТОК». Само производство расположено на территории университета. Сейчас находится в стадии отработки технологии. Весной партия гранул весом 3,5 тонны, опытная партия которых уже выпущена, отправится на пилотный участок дороги, выделенный областным управлением автомобильных дорог.
Экскурсию по предприятию для нас проводит заведующий лабораторией «РЭТОК», кандидат технических наук, доцент Максим Севостьянов. Как рассказывает Максим, ноу-хау проекта касается технологии производства и состава гранул. Сейчас учёные заняты как раз тем, что вырабатывают оптимальный состав продукта. Экспериментируют с различными связующими материалами. Направление, по мнению Максима Севостьянова, довольно перспективное. Дорожному строительству области уделяется повышенное внимание. И дорожники заинтересованы в применении качественных и недорогих стабилизирующих добавок в асфальтобетон.

Такой добавкой и может стать гранула, изобретённая в вузе. В ход идёт отработанная бумага: писчая, газеты, ватман, коих в университете всегда хватает. Длина бумажных волокон не должна превышать 2 мм, сырьё должно быть измельчено и хорошо распушено, иметь однородность. Процесс внешне прост. После нескольких стадий дробления (крупной и мелкой) бумага смешивается с добавками – минеральным порошком и связующим, термообрабатывается и экструдируется. И пыль от минерального порошка, и некондиция снова возвращаются в производство – отходов здесь нет. Готовые гранулы ссыпаются в биг-бэги.

Основное предназначение гранул – связующая добавка в асфальтобетонную смесь. Дорожники добавками пользуются. Но битумными и, в основном, импортными. Бумажная гранула, изобретённая университетом, дешевле и эффективнее. Волокна бумаги удерживают битум для равномерного распределения в смеси, поэтому при транспортировке асфальтобетона битум не стекает на дно и распределяется в слое равномерно. Отсюда исключаются трещины на наших дорогах, а срок службы щебёночно-мастичного асфальтобетона повышается в 2-3 раза. В общем, сплошная польза дорожникам от этих бумажных окатышей.

«У нас есть несколько зимних месяцев на то, чтобы отладить весь процесс. Где-то откорректировать технологию, режимы работы оборудования. Чтобы предлагать продукцию на рынок, нужно точно знать, как столь специфический товар будет вести себя при транспортировке, хранении. Нужно учесть все рекомендации дорожных предприятий. Этим сейчас и занимаемся», – поделился информацией Максим Севостьянов.

Молодой учёный и его команда, конечно же, верят в успех инновационного предприятия. Уже просчитали экономическую составляющую и в целом остались довольны. Теперь слово за теми, кто будет использовать университетские изобретения в повседневной жизни.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×