Должны звенеть колокола
Каждый месяц сюда приезжает настоятель церкви Успения Божией Матери в соседней Соколовке отец Евгений Мандаровский. Он служит молебен, на который приходят несколько жителей села.
«Храм значит для нас очень много. Если нет церкви в деревне, то деревня сгинет. Очень хочется, чтобы восстановили, чтобы нашлись такие люди, которые бы сделали это. Сегодня мы как раз ходили в храм, убирались. Пришли, стояли… Я не могу подобрать слов, чтобы передать свои чувства. Такое спокойствие на душе. В деревне должны обязательно звенеть колокола», – считает местная жительница Лариса Москаленко.
Если приглядеться, то на ободранных стенах ещё можно увидеть фрагменты фресок: Вход Господень в Иерусалим, Покров и Успение Пресвятой Богородицы… Когда‑то здесь бурлила приходская жизнь.
«Каменная однопрестольная церковь Святителя Василия Великого слободы Ивицы Корочанского уезда была построена в 1854 году, хотя метрические книги прихода сохранились с 1849 года и можно осторожно делать предположения о более раннем деревянном здании. Приход этой церкви был небольшим, включал только саму Ивицу, где население немногим превышало тысячу человек. Престольный праздник отмечали и до сих пор отмечают 14 января (по григорианскому стилю). К началу ХХ века местной сельской общиной для священника был построен деревянный общественный дом, а при храме в здании сторожки открылась церковно-приходская школа», – рассказал начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин.
По его словам, к храму был приписан пахотный надел, а церковнослужители получали небольшое жалованье. После революции служба в храме продолжалась вплоть до начала 1930-х годов. Потом из‑за борьбы церковных течений, голода и репрессий советской власти служба прекратилась. В 1936 году Корочанский райсовет принял решение церковь разобрать, но ждал санкции областного начальства. В 1937 году оно подтвердило решение о закрытии церкви, но до войны здание полностью не было разобрано и частично сохранилось до наших дней.
Разруха
Во время войны немцы открыли храм для богослужений. А после оккупации его вновь закрыли.
«Где‑то в 53-м году разрушили звонницу. Была звонница и крест. И крест этот было видно до самой Корочи, – вспоминает местная жительница Варвара Черноиванова. – Крест сняли, звонницу разбили. Хотели и церковь разбить. Какую только технику не привозили. А мой отец сказал: «Вы её не строили, и не вам её ломать». Когда звонницу ломали, убедились, что кладка крепкая. Кирпич разбивается, а раствор держит. Больше кусков было. Из них сделали силосные ямы для скота».
После войны вокруг храма всё перерыли в поисках церковного золота. Потом в здании хранили зерно.
Ивица – небольшое село, а денег на ремонт требуется очень много. Поэтому местная церковь не попала в число храмов, которые были восстановлены в области в последние годы. Но жители не теряют надежды, что найдётся спонсор, который не останется равнодушным к судьбе старинной церкви.
«Конечно, хотим, чтобы храм восстановили. Я с палочкой, но ходила бы туда. А на Соколовку я не дойду. Пусть у меня муж был и коммунистом, но я всё время ходила в храм в Соколовку. И деток всех покрестила. Ходили бы мы и сейчас, но теперь ноги не носят», – рассказала жительница села Наталья Пономарёва.
Охраняемый объект
Каков сегодня правовой статус храма и можно ли его отремонтировать? С этими вопросами мы обратились к начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Галине Акапьевой.
«Храм в Ивице включён приказом управления культуры Белгородской области в 2008 году в список объектов культурного наследия. Они подлежат государственной охране до включения в единый госреестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России или отказа во включении. Сносить объект культурного наследия запрещено, а чтобы принять его на госохрану, нужна государственная историко-культурная экспертиза. Её выполняет эксперт, аттестованный Министерством культуры РФ, заказать экспертизу может юридическое, физическое лицо, региональные или местные власти. Нужен проект предмета охраны, описывающий особенности объекта, а также проект границы его территории. Он включает текстовое и графическое описания границ, характерные точки координат», – рассказала Галина Викторовна.
На основании экспертизы управление выносит решение о включении объекта в госреестр. Ежегодно в области на госохрану принимают несколько построек. Но процесс этот трудоёмкий и требует финансовых затрат. В настоящее время храм в Ивице не находится в чьей‑либо собственности, а региональный и местный бюджеты могут поддерживать только те объекты, которые находятся в собственности религиозных организаций. Также в этом случае есть возможность подавать заявки на участие в федеральных программах. Если здание бесхозное, то нужно оформить его в собственность религиозной организации и начать восстановление.
Если найдутся люди, которые захотят вложить свои средства в ремонт храма, то для этого нужно подготовить проектную документацию с учётом исторических сведений, архивных данных, библиографических исследований, натурного изучения объекта. Заниматься этим должна организация с лицензией Министерства культуры. Затем документация проходит государственную историко-культурную экспертизу и начинаются ремонтно-реставрационные работы. Выполнять их тоже должна организация, имеющая лицензию Министерства культуры РФ.