Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 сентября 2018, 16:17
 Владимир Бабич 1506

Великолепная четвёрка. Чем куклы Веры Ребровой покорили Всероссийский фестиваль-конкурс

Великолепная четвёрка. Чем куклы Веры Ребровой покорили Всероссийский фестиваль-конкурс Вера Реброва. Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич

Народный мастер Белгородской области отличилась в Москве на Всероссийском фестивале-конкурсе «Туристический сувенир». Её работа – четыре куклы в народных костюмах – заняла третье место.

Глиняная сорока

Родилась Вера Реброва в Старом Осколе. В школе любила рисование и биологию.

«В «большое искусство» меня привёл одноклассник, – рассказывает Вера Алексеевна. – Как‑то похвастался, что они в художественной школе лепили глиняную сороку. И я записалась туда, чтобы научиться лепить зверушек, которых очень любила».

После школы Вера пробовала поступить на биофак, но не прошла по конкурсу. Устроилась на мехзавод токарем. Год днём стояла у станка, а вечером ходила на подготовительные курсы МИСиСа.

«Работа пришлась по душе. Глазомер развивает замечательно. И стружку полюбила. Натаскала целый дом этой металлической красоты, – вспоминает Вера Алексеевна. – Поступила в Москву, на специальность «Теплотехника и автоматизация металлургических процессов». Учиться нравилось, учебники читала как романы».

Распределили её в Куйбышев в конструкторское бюро металлургического завода, там и замуж вышла. Приехала с мужем в отпуск на родину, ему понравилось здесь. В 1986 году переехали в Старый Оскол. Стала на ОЭМК инженером-конструктором, а муж, Геннадий Иванович, механизатором в подсобном хозяйстве комбината. После декретного отпуска её привлекло предприятие «Самородок», где окончила художественную школу по специальности художник-миниатюрист. Занималась лаковой миниатюрой. Но фирма прогорела. Нашла работу художника в межшкольном учебном комбинате.

Родное ремесло

«Младшая дочь Инна, хотя уже училась в школе, попросила сшить ей куклу. Это и был мой первый экспериментальный экземпляр – тряпичная кукла, – вспоминает Реброва. – Попался потом журнал «Кукольный мастер», где увидела другую куклу, художественную. Их делают из специального пластика».

При изготовлении текстильной куклы меньше возможностей показать её характер, мимику, считает мастерица. А пластик совсем другое дело. Процесс изготовления только довольно трудоёмкий.

«Пластик на ощупь, как воск, разминается от тепла рук. Лепишь фигуру, потом запекаешь в духовке при температуре 330 градусов, – рассказывает Вера Алексеевна. – Фигурки получаются прозрачные, как живые. А дальше расписываю их, шью наряды».

Сейчас Реброва состоит в творческом объединении мастеров «Родное ремесло». Его недавно организовала народный мастер Белгородчины Елена Ислентьева.

«Замечательный человек, – отмечает Вера Алексеевна. – У неё столько энергии и желания работать и помогать всем! Нас пока немного, человек семь, и помещения своего нет, но это временные трудности. Благодаря ей мы участвуем во многих конкурсах, фестивалях, мастер-классах».

В июне ездили в Чебоксары на фестиваль «Русь мастеровая». Реб­рова представила здесь домашнюю работу: великий чувашский просветитель Иван Яковлев с букварём в руках и рядом мужчина с мальчиком.

«Во втором туре, – рассказала она, – за восемь часов нужно было сделать пару кукол. Еле успела. Женщина и мужчина в народных костюмах держат в руках глиняную игрушку и горшочек. Получила диплом второй степени. Первое место не дали никому».

Сейчас мастерица готовится к сентябрьской выставке художественных кукол в Острогожске. «Участники» уже готовы. Туда по­едут Коломбина и Пьеро, раскрывает секрет Вера Алексеевна, и две девочки. Одна городская – в капоре и деревенская, сидящая на лавочке с тряпичными куколками.

Фото Виталия Гаркуши

К лицу чепец девице

Несколько лет назад Реброва начала делать маленькие глиняные куколки, которые потом расписывает, наряжая их в народные костюмы Белгородской области.

«В каждом нашем районе свой, особенный наряд, – поясняет Вера Алексеевна. – Мне стало это интересно, я изучала книги, фотографии, ходила по музеям. Здесь и пригодился мой опыт художника-миниатюриста. Сшить костюм для куклы высотой в пять–шесть сантиметров, показав все мельчайшие детальки – вышивку, отделку, очень сложно. Поэтому я и решила их расписывать. А головной убор у них настоящий – платок из ткани».

Конечно, написать розу величиной с маковое зёрнышко невозможно, но то, что на юбке вязь из цветов, понятно с первого взгляда, настолько искусно и тщательно это вырисовано.

Для фестиваля «Туристический сувенир» Вера Алексеевна приготовила четыре куклы. По её словам, на территории нашего края бытовало именно столько комплексов народной одежды. Мастер выбрала наиболее красочные, колоритные.

«Наряд с понёвой и вышитыми рубахой и передником – это из Красногвардейского района. Красный сарафан – это Ивнянский район, – показывая куколок, объясняет Реброва. – А это самый любимый мой костюм, из старооскольского села Шаталовка. Рубаха, юбка однотонная и старинный головной убор – чепец. Это нечто особенное, причём впереди крепится брошь из раскрашенных перьев индюшки. А такие незатейливые костюмы носили в сёлах недалеко от нашего города. Кофта, юбка и на голове платок».

Самое сложное, по словам мастера, это слепить головной убор. Для красногвардейской и шаталовской барышень сделала из глины крошечные сороку и чепец.

Её набор кукол отметили в номинации «Сувенир региона».

Тонкости технологии

Глиной для кукол с Верой Алексеевной делится её коллега народный мастер России Татьяна Шиян.

«В мастерской Татьяны и обжигаю фигурки, – с благодарностью говорит Реброва и посвящает в некоторые тонкости своей технологии: – Глина тонко раскатывается, причём делается это на кусочке ткани для придания рельефа. Как‑то на выставке подошёл мужчина, потрогал и говорит: думал, что это ткань. Лепится конус, потом прикрепляются туловище и голова. Заготовки делаю сразу фигурок на пять. Затем в печь. Потом роспись. Сначала наношу подмалёвок, то есть основные цвета одежды, далее идёт основная роспись акриловыми красками. На куклу нужно минут сорок, в зависимости от сложности наряда. Время идёт к зиме, начала лепить девушек в холодайках и шалях».

Геннадий Иванович помогает жене во всём. Мастерит аксессуары, полочки, скамеечки.

«И очень не любит, когда я продаю своих кукол. Есть такие, которых он запретил трогать», – смеётся Вера Алексеевна.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×