Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 июля 2018, 11:24
 Ольга Бондарева 882

Мечта Икара. 95 лет назад в Белгороде создали станцию лётчиков-планеристов

Мечта Икара. 95 лет назад в Белгороде создали станцию лётчиков-планеристов Сергей Королёв и Борис Шереметев
  • Ольга Бондарева

Официальной датой её рождения считается 24 июля 1933 года. Но началось становление планерного движения в наших краях гораздо раньше.

В нужном месте

«8 марта 1923 года в стране появилось Общество друзей воздушного флота – ОДВФ, которое возглавлял Алексей Рыков. Как следствие, в Белгороде открылся кружок планеристов ОДВФ, которым руководил Борис Шереметев. Сохранился список членов кружка, в который входили 14 человек. Была оборудована планерная станция и в 1925 году построен учебный планер, – рассказывает главный хранитель фондов ГАБО Елена Кривцова. – 23 января 1927 года появилось общество Осоавиахим, от которого берёт начало ДОСААФ. Тогда оно объединило два отдельных общества – ОСО и Авиахим».

Борис Николаевич был душой кружка. Выпускник Харьковского технологического института, инженер, он оказался в нужном месте в нужное время: в стране началась кампания по популяризации идей воздухоплавания и самолётостроения. Забегая вперёд, скажем, что она полностью себя оправдала, определив жизненный путь авиаконструкторов Олега Антонова, Александра Яковлева, Сергея Королёва, Сергея Ильюшина. И дала первые летательные навыки будущим высококлассным лётчикам —Павлу Головину, Сергею Анохину, Алексею Перелёту и многим другим.

По информации краеведа Александра Крупенкова, первоначально кружок базировался в одном из зданий бывшего мужского Свято-Троицкого монастыря, а с 1925 года – в мастерской на пересечении улиц Корочанской и Введенской (сегодня перекрёсток Гражданского проспекта и улицы Николая Трубецкого, в районе детской библиотеки А. А. Лиханова).

Три машины

В ней молодые люди создавали примитивный безмоторный летательный аппарат – планер. Летательная способность планеров основана на аэродинамической подъёмной силе, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Местом, где воздушные потоки концентрируются самым благоприятным для полётов образом, в нашей стране является Коктебель. Именно в этом крымском посёлке в 1923 году прошли первые Всесоюзные планерные испытания.

А уже на третьи в 1925 году, где присутствовал Сергей Королёв, прибыла команда Бориса Шереметева со своим планером «Белгородец».

Видимо, общение с единомышленниками вдохновило наших земляков, потому что уже через два года, в 1927 году, на четвёртые Всесоюзные планерные состязания они привезли два новых аппарата – «Авиакомсомолец» и «Чайка». Каких‑то документально засвидетельствованных рекордов этой техники нет, кроме предположений, что она показала себя неплохо.

Впрочем, это никак не умаляет заслуг наших первых планеристов. Сам Борис Шереметев в 1927 году переехал в Москву, трудился в авиастроении. Воплотить его конструкторские задатки в полную мощь ему помешало обвинение в контрреволюционном заговоре и отстранение от крупных проектов в годы репрессий. Тем не менее он избежал крайней меры, продолжил работу.

В 1959 году вышла книга Бориса Николаевича «Планеры», в которой он изложил основы конструирования летательных аппаратов и технические параметры существовавших на тот момент моделей.

Помощь авиации

Судьбу же белгородской организации с 1927 года вершило местное отделение Осоавиахима, которое активно агитировало в свои ряды молодёжь. Особый акцент делали на привлечение женщин. В том числе в 1933 году в Белгороде открылись курсы «связи и административно-хозяйственной службы для женщин – членов Осоавиахима».

К сожалению, документов, подтверждающих создание планерной станции в 1933 году, мы не нашли. Вероятно, это произошло на общей волне интереса к авиаспорту после VIII Всесоюзного планерного слёта в 1932 году. Именно после него число планерных кружков в стране выросло с 500 до тысячи.

Белгородский планерный клуб существовал до 1990-х годов.

Сегодня вид спорта переживает своё второе рождение: у нас в области активно работает Федерация планерного спорта. Подобно своим предшественникам много лет назад, её пилоты выступают за активное продвижение планеризма в массы.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×