Супруги Савкины рассказали «СпортСмене» о плюсах спортивной семьи, о главном в работе тренера и о том, как привлечь в спорт детей.
«Вспыхнуть, как пожар»
— Когда и почему вы пришли в спорт?
Игорь Савкин: Меня брат привёл на баскетбол, потому что сам уже занимался. Он брал меня на тренировки в спортзал «Динамо». Лет в 12 и я начал играть. В основном все были старше меня, поэтому я больше наблюдал. Не было такого, чтобы все были ровесники: тренировались три-четыре возраста.
Ирина Савкина: Я начала заниматься художественной гимнастикой с пяти лет. К нам в детский сад пришли набирать детей. И я почти сразу знала, что потом стану тренером.
— Как складывалась ваша спортивная судьба до того, как вы стали тренировать?
Игорь Савкин: У нас была хорошая команда. Лет 10 мы были одними из лидеров в Союзе по баскетболу в своём возрасте. Белгород был, конечно, не столицей, но крупным городом на баскетбольной карте страны. В 17 лет я поступил в институт и уже играл за мужскую команду. Но в 20 из‑за травмы пришлось закончить карьеру и стать детским тренером.
Ирина Савкина: В 14 лет я выполнила норматив мастера спорта. А когда закончила школу, то продолжала заниматься, но уже работала тренером. После института у меня уже была своя группа девочек.
— Кто вас тренировал и чему основному научил?
Игорь Савкин: Георгий Мушегович Саакян. У него был большой авторитет. Очень сложный человек, как и все великие. Вот он сидит улыбается, и в ту же секунду мог вспыхнуть, как пожар! Всегда было ощущение, что ты не можешь сыграть плохо, подвести его.
Ирина Савкина: Римма Павловна Фролова. Она научила меня любить гимнастику, всегда умела как‑то вдохновлять на работу. Это я взяла на вооружение, когда стала сама тренировать.
Время изменилось
— Как вы познакомились – два человека из абсолютно разных видов спорта?
Игорь Савкин: В школе олимпийского резерва проходил какой‑то турнир. И на параде открытия были показательные выступления по художественной гимнастике. Я обратил внимание на девчонку со светлыми волосами, но стеснялся подойти познакомиться. Тогда было другое время. А познакомились мы только через несколько лет, когда были уже студентами. И в 1987 году поженились.
Ирина Савкина: Девочка из нашей команды дружила с баскетболистом. Вот через неё мы с будущим мужем и познакомились.
— Что самое главное в работе тренера?
Игорь Савкин: Трудолюбие, терпение, особенно с детьми. Например, пришёл заниматься первоклассник. Ведь он ещё мяч до кольца не может добросить, а тренер уже хочет видеть результат. Нужно быть гибким: в какой‑то момент пожалеть, где‑то накричать, дать ценное указание.
Ирина Савкина: Профессионализм, любовь к детям и терпение. Иногда тренеры быстро хотят результат. Но он будет только через многолетний труд. А потом звёзды обязательно сложатся, и наступит твоё время.
— Тренер-диктатор или тренер-демократ? Какая модель лучше?
Игорь Савкин: История знает много успешных примеров и тех и других. Но всё‑таки первый вариант предпочтительнее. Будет демократия – начнётся бардак. Тем более у детей есть своя точка зрения, какой‑то максимализм, они считают, что уже взрослые и всё понимают. Всем же хочется свободы. Не пришёл на тренировку – ну и ладно. Это неправильно. В итоге должен быть симбиоз и того и другого. Тренер должен в хорошем смысле приспособиться.
Ирина Савкина: Я не диктатор однозначно. Все действуют по моим законам, но я стараюсь всё делать так, чтобы они сами приходили к тому, чего хочу я.
— Тренер должен контролировать психологический климат в команде? Или спортсмены сами разберутся?
Игорь Савкин: В профессиональных командах всё часто завязано на деньгах: не то слово сказал, не так посмотрел – штраф. Поэтому людям в них не выгодно конфликтовать. В детских, студенческих командах всё контролировать должен тренер. Капитан может ему помогать, но он тоже молодой человек и обычно не знает всех нюансов.
Ирина Савкина: Бывает, что сами они разобраться не могут. Потому что старшие девочки не всегда с хорошим характером и могут научить плохому младших. Тут я вмешиваюсь. Раньше было так: старшие руководили малышами, те их слушали, уважали. Сейчас всё иначе. Наверное, как‑то изменилось время.
Спортсменов любят все
— Кого вы считаете лучшим спортсменом в мировой истории и почему?
Игорь Савкин: Однозначно Майкла Джордана. В нём есть всё: и трудолюбие, и талант, и характер. Есть ещё ряд игроков, которые тоже очень сильные, но они всё равно стоят чуть-чуть ниже Джордана.
Ирина Савкина: Восхищаюсь Алиной Кабаевой. Она совершенно случайно на одной Олимпиаде уронила обруч. И ей хватило сил, характера, чтобы уже на другой Олимпиаде выиграть золото. Многие девочки, когда такое происходит, просто не выдерживают и уходят из спорта.
— Назовите лучшего спортсмена, которого вы воспитали.
Игорь Савкин: Серебряный призёр первенства Европы в Бельгии среди кадетов в 1997 году Максим Толмачёв. В составе сборной он тогда играл вместе с Андреем Кириленко. К сожалению, мы с ним не нашли общего языка. Он поехали в Малаховку, в институт физкультуры. Тогда только начинали организовывать клуб «Химки», и он попросился туда. Но клуб его не взял, потому что им нужен был сразу результат, а пацан был ещё молодой. На этом всё закончилось. Дальше он нигде не играл.
Ирина Савкина: Конечно, это олимпийская чемпионка Пекина-2008 Наталья Зуева. Когда она выполнила мастера спорта, пришла ко мне и сказала: «Ну всё, я заканчиваю заниматься, спасибо вам большое». Я говорю: «Как это? Твоя карьера только начинается!». И я убедила её остаться. Потом она попала на Европу, мир и выиграла Олимпиаду.
— Чем полезны ваши виды спорта?
Игорь Савкин: Все баскетболисты – здоровые, подтянутые. Спортсменов любят все. Одни плюсы!
Ирина Савкина: Эстетическое воспитание, музыкальное, акробатика, работа с предметами, развитие координации, силы воли. Это оптимальный вид спорта для девочек, менее травмоопасный, чем другие.
Красота и грация – это ещё не всё
— В каком возрасте оптимально начинать заниматься?
Игорь Савкин: Думаю, физическими упражнениями нужно заниматься уже когда ребёнок начал ходить. А дальше смотреть, что выбрать. Что касается баскетбола, то в некоторых баскетбольных странах детей набирают с 4–5 лет: ставят низко кольца и тренируют маленькими мячами. Это развивает баскетбольное мышление. В нашей стране такого нет. У нас занимаются с 7–8 лет. В некоторых детских садах пробовали подобные секции открывать. Но они не попадали под стандарты и нормативы. Закрыли. Хотя плохого в этих секциях ничего нет.
Ирина Савкина: Сейчас начинают с 4–5 лет. Но ребёнок ещё занимается неосознанно. Оптимально, мне кажется, лет с шести. В этом возрасте дети уже больше понимают. А из тех, кто приходил раньше, многие не дотягивали до мастера спорта – сходили с дистанции.
— Вы можете сразу определить, будет толк из ребёнка в спорте или нет?
Игорь Савкин: Нет. Нужно узнать, чего он хочет. Возможно, в душе ребёнок хочет стать музыкантом. И что бы тренер ни делал, ничего не получится.
Ирина Савкина: Бывает, смотришь – вроде и девочка такая красивая, и всё у неё получается, а потом выясняется, что ей не хватает характера. Это же сразу не узнаешь. Мы летом ездим в лагерь, и там, как правило, всё видно. Насколько ребёнок настойчив, может себя обслуживать без родителей. Красота и грация – это ещё не всё.
— Что работает эффективнее – наказания или поощрения?
Игорь Савкин: Думаю, 50 на 50. Нельзя одного всё время ругать, а другого хвалить. Бывает, я накричу на кого‑то, а потом понимаю, что не прав, и приходится с точностью до наоборот поворачивать руль.
Ирина Савкина: Никогда не наказываю. Стараюсь всё объяснять, воодушевлять, чтобы им хотелось тренироваться. Есть тренеры, которые бьют детей для более быстрого достижения цели. Но я такое не приемлю.
— Пускаете ли вы родителей своих воспитанников на тренировки?
Игорь Савкин: Родители не должны находиться в зале. Они мешают, отвлекают детей, начинают вникать в тренировочный процесс. Потом обсуждают между собой и высказывают тренеру. Я категорически против. Раньше относился к этому спокойно, но потом просто отрубил. Получается, что все разбираются в спорте. Я же не говорю врачу, что надо сердце перевернуть вверх ногами и подсоединить другие сосуды. Это утрированное сравнение, но суть как раз в этом.
Ирина Савкина: Пускаю только на контрольные тренировки. Потому что родители смотрят на всё со своей колокольни. Они всегда ревнуют, когда какой‑то девочке я уделяю больше внимания. Ведь тренер больше работает с более талантливым ребёнком, потому что он быстрее покажет результат. Но каждый родитель считает своего ребёнка самым талантливым.
Спорт учит бороться с трудностями
— Можете что‑то посоветовать родителям, которые сомневаются, отдавать ли ребёнка в спорт?
Игорь Савкин: Некоторые считают, что спорт – это просто времяпрепровождение и для жизни это не нужно. Таким людям, наверное, и сказать нечего. Но большинство молодых родителей наверняка задумываются, в какой спорт отдать ребёнка. Ведь это физическое развитие, здоровье, гибкость мышления. А если сидеть всё время у компьютера, то можно лишь кучу болезней заработать.
Ирина Савкина: Ребёнок должен заниматься каким‑то видом спорта. И неважно, получится из него великий спортсмен или нет. Спорт учит бороться с трудностями. У кого‑то не получилось, он работает дальше и добивается поставленных целей. А кто‑то при первой неудаче сразу бросает спорт. Наверное, и дальше в жизни у таких детей мало что получается.
— Насколько дорого детям заниматься вашими видами спорта?
Игорь Савкин: У нас в детских спортшколах бесплатное обучение. Но к первым соревнованиям нужна будет спортивная форма двух цветов, обувь. Это уже определённые деньги. Если предстоит выездной турнир, то дорогу, проживание и питание тоже оплачивают родители. Хорошо, если есть спонсоры. Конечно, есть виды спорта и подороже баскетбола – тот же хоккей. Там экипировка стоит очень дорого.
Ирина Савкина: Дорого. Только купальники для художественной гимнастики, в которых девочки выступают, стоят по 30–40 тыс. рублей. Плюс предметы. Чтобы добиваться чего‑то, нужно в год выезжать хотя бы на четыре турнира. А это всё за счёт родителей.
Все по стойке смирно
— У вас в семье никогда не было соревнований между собой? Например, чьи воспитанники большего добились?
Игорь Савкин: Нет. Как‑то даже об этом и мыслей не было. Наоборот, я всегда переживаю за её результаты, когда что‑то не получается, поддерживаю. У нас только взаимный интерес и помощь.
Ирина Савкина: Никакого соперничества! Никогда такого не было. Игорь мне только помогал и очень много. Он всегда только рад, если кто‑то из моих воспитанниц что‑то выигрывает.
— Вы вместе справляетесь с неудачами в работе?
Игорь Савкин: Конечно, мы обсуждаем эти моменты и ищем варианты выхода из них вместе. Это и поддержка, и совет. Когда есть возможность выговориться, отвлекаешься и становится легче.
Ирина Савкина: Рассказываю мужу о своих проблемах, он – о своих. Делимся и всегда помогаем друг другу.
— Какие ещё плюсы у спортивной семьи?
Игорь Савкин: Наверное, интереснее жить. Если бы жена была, например, бухгалтером, о чём бы я с ней говорил? И ей со мной тоже не о чем. Тяжело, наверное, было бы какие‑то общие темы найти. Вообще вкусы, как правило, похожи у людей из спорта. И у нас действительно много общего.
Да, бывают трудности. Особенно перед соревнованиями. Очень много организационных моментов при проведении или при выезде куда‑то. А ещё если случаются опоздания или проблемы со здоровьем у воспитанников. Всё это, конечно, сказывается на семье. Придёшь домой на взводе – все по стойке смирно. Даже кошка куда‑нибудь в угол забивается, собака – под стол. То же самое у Ирины. И мы понимаем друг друга как тренеры. Потому что знаешь, что сам в этой же шкуре будешь завтра.
Ирина Савкина: Мы оба тренеры, поэтому понимаем специфику нашей работы. Не ссоримся, поддерживаем друг друга. Если в семье кто‑то тренер, а кто‑то врач, такие семьи часто распадаются. Люди не могут понять друг друга. Мне повезло, что мой муж – тренер.