Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 февраля 2018, 11:55
 Владимир Бабич 1113

Отчеканить зодиак. Редкое ремесло Николая Каракулина

Отчеканить зодиак. Редкое ремесло Николая Каракулина Юрий Каракулин. Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич

В выставочном зале губкинского центра культурного развития «Форум» коллекция «Зодиак» сразу притягивает внимание посетителей. Каждому интересно найти свой знак, искусно отчеканенный на красной меди.

Автор коллекции Николай Каракулин был, может, единственным мастером чеканки такого уровня на Белгородчине, считает заведующий выставочным залом Юрий Шкута. Два года назад он умер. Его семье осталось немалое художественное наследие. И не только чеканные работы. Николай Васильевич хорошо рисовал, резал по дереву.

«На нашей выставке побывал губернатор Евгений Степанович Савченко. Ему тоже понравился каракулинский «Зодиак», – рассказал Шкута. – Он загорелся, это, говорит, надо передать в художественный музей. Главное, чтобы коллекцию приобрели целиком, нельзя её разрознивать, лишать цельности».

На памятник

«А вот мой знак», – показал на чеканку с замысловатым узором старинных весов сын мастера Юрий Каракулин.

Он вкратце рассказал об истории зодиакальной коллекции:

«Много лет назад была идея установить большие часы на центральной площади. По проекту их должны были опоясывать знаки зодиака. Но чеканки, сделанные отцом, так и остались дома. Коллекция большая, в обычной городской квартире не повесишь. Начал думать, как её пристроить. Первая мысль: детям, внукам подарить, каждому свой знак. Но прикинул: раздам половину, а остальные куда? Не хотелось разрушать коллекцию. Вот и решил целиком продать, а на вырученные деньги поставить отцу на могилке хороший памятник. Мы его похоронили в родной деревне Успенка».

С Юрием встретились на выставке, и он пригласил к себе домой, где продолжил знакомство с работами отца.

Фото Виталия Гаркуши

Писал портреты Ленина

«Отец родился в 1933 году и много рассказывал про войну, которую хорошо запомнил, про немцев, как голод пережили. Немцы, – вспомнил Юрий одну отцовскую историю, – квартировали у них в доме, а дом стоял на отшибе, на бугорке перед всей деревней. Там был немецкий штаб – и в это же время семеро наших разведчиков в сарае прятались. Дед сильно рисковал. Он когда им еду приносил, всё просил их побыстрее уйти, от беды подальше. Деда в армию не взяли из‑за инвалидности, у него одна нога короче другой была. А как разведчики ушли, он и не видел».

Отец, по словам сына, с детства любил рисовать. Призвали на срочную, служил на Западной Украине и там рисовал. После армии закончил художественно-графический факультет Курского пединститута. Работал художником-оформителем в отделе культуры. Много ездил по колхозам, оформлял красные уголки. Портретов Ленина написал несчётное количество. И в городе сохранились его работы.

«Это сейчас технологии другие, а тогда всё вручную делали», – говорит Юрий.

Что такое чекан?

Чеканкой Николай Каракулин занялся, когда устроился в «Черметэлектроремонт». Как‑то на кусочке медного листа решил попробовать. Получилось. И начальнику понравилось. Тот сразу же дал ему задание сделать десять чеканок на народные темы к приезду японской делегации. Дальше – больше, пошли заказы для подарков в Москву и другие города.

К рабочему инструменту Николай Васильевич относился щепетильно. Только найти его тогда было не так‑то просто.

«В советское время всё же было в дефиците, – улыбнулся Юрий, – за хорошими беличьими кисточками отец в столицу ездил. Сейчас ими пользуется внучка. Я ей так и сказал: храни их, дед за ними ездил аж в саму Москву».

Для чеканки, рассказал сын, у отца имелась масса разных приспособлений. Кроме обычных молоточков, были ещё и деревянные. Большой набор чеканов, это что‑то вроде штемпелей, которыми наносятся различные узоры, объяснил Юрий. Все отцовские инструменты он передал зятю Виталию, который начал проявлять интерес к ремеслу.

«Я не знаю, как отец пришёл к чеканке, где научился этому искусству, думаю, что был самоучкой. Могу только передать, как он работал, – рассказал сын. – Он делал сначала бумажный шаблон узора. Потом этот рисунок на листе меди продавливал. И дальше, насколько хватит фантазии, делал объёмную работу – выстукивал, выдавливал. Работал дома и в гараже. Трудяга был ещё тот. Бывало, ухожу на работу, он стучит, возвращаюсь – продолжает стучать. Это же кропотливая работа, каждую точечку надо выдавить».

Фото Виталия Гаркуши

Иконы деда

Квартира Юрия Каракулина напоминает художественную галерею. Все стены увешаны картинами – обычными и чеканными. Сюжеты разные – церковные, пейзажи, сказочные. На одном из полотен маслом написан русский богатырь, кулаком сокрушающий тигра.

«Отец переработал сюжет известной китайской картины «Монах Усунь убивает тигра», китайца заменил на нашего мужика. У кого руки заточены под лопату, – уверен Юрий, – такого никогда не сделает. Я, например, технарь. Всю жизнь с машинами. Я точно скажу, какие зазоры клапанов у «Мицубиси Паджеро» 93-го года, но как цвет, краску подобрать – это не моё».

Многие сюжеты Николай Васильевич брал из сказок, литературных произведений. На стенах соседствуют чеканки со стариком Хоттабычем и бой Руслана с головой.

«Он рисовал и чеканил всё, что его интересовало», – говорит Юрий.

Серьёзно увлекала художника религиозная тема. И все иконы обрамлены в чеканные оклады.

Четыре большие иконы, писанные маслом, Юрий по совету дочери передал в церковь, которая рядом с кладбищем, где похоронен его отец.

«Мне дочь сказала: «Пап, ты можешь рисовать?» – «Нет». – «И я не могу. А придут мои дети в церковь и скажут: вот, это дедушка сделал», – рассказал Юрий. – И мне приятно, когда люди в церковь приходят и каждый знает, что эти иконы написал мой отец».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×