Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 ноября 2017, 11:41
 Ольга Муштаева 1162

Искусство примирения. Как разрешать конфликты в школах

Искусство примирения. Как разрешать конфликты в школах
  • Ольга Муштаева

«Переведём в другую школу», – проторенной дорожкой предпочитают идти многие родители. Правда, убегая от конфликта, рискуют: никто не даст гарантий, что на новом месте он не возникнет вновь. Кто побойчее и упрямее – идут разбираться в школу. Или пишут жалобу в вышестоящие инстанции. Хотя топор войны можно закопать ещё в самом начале конфликта, если знаешь, к кому и куда обращаться. Вот две, можно сказать, типичные истории.

Дебильное сочинение…

«Мой ребёнок пришёл из школы, плачет навзрыд. Я перепугалась: «Что случилось? Кто тебя обидел?». Он сквозь слёзы выдавливает: «Учительница сказала, что у меня дебильное сочинение… При всём классе». Пересмотрела сочинение, не знаю, что она в нём дебильного нашла. Вполне ­обычное для его возраста. Прилетаю в школу со словами: «Что вы себе позволяете?». Она сразу: «Успокойтесь. Советую вам показать вашего ребёнка психиатру. У него проблемы с развитием», – поделилась своей историей Елена Сергеевна.

Встревоженная, она повезла ребёнка к психологу, прихватив с собой зло­счастное сочинение.

«Психолог часа полтора разговаривала с моим ребёнком, проанализировала его сочинение. Подбодрила: всё хорошо у него с развитием. Сказала, что учителю надо провериться, если она такое говорит», – рассказала Елена.

Точку в истории поставил ещё один поход в школу и разговор с её руководством. Подействовало! По словам Елены, больше оскорбительных комментариев в адрес сына не было.

Постоянно его задирают…

«Когда выбирали школу для сына, то смотрели, чтобы поближе к дому была, искали отзывы о педагогах, контингенте учеников. Долгое время всё устраивало. Как вдруг сын утром говорит: «Мам, можно в школу не пойду, голова раскалывается». На другой день: «В боку очень колет, я дома останусь». С сыном у нас доверительные отношения. Никогда не врал, поэтому потащила его по врачам. Прошли обследование: всё хорошо, разве только витаминки прописали».

Вскоре отмазки повторились. По­думала: что‑то тут неладное. Вначале отнекивался, мол, всё хорошо. Только когда на эмоциях расплакалась, признался: группа школьных ребят (у них там даже главарь есть) постоянно его задирает. То подшучивают, что у него телефон или одежда какие‑то не такие, то комментируют любое сказанное им слово. А когда из школы возвращался, не раз догоняли, окружали его кольцом и угрожали. Пошла к классному руководителю разбираться, но та лишь тяжело вздохнула: мол, эти мальчишки стоят на учёте в детской комнате полиции. Пообещала во всём разобраться, но увы… Решила, пока до драк не дошло, перевести сына в другую школу, – рассказала мама школьника из областного центра Ирина.


Комментарий специалистов

Галина Пятых, уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области:

«Описанная в «Постоянно его задирают…» ситуация – проблема всего коллектива, потому что психологически страдают от травли (а это самое настоящее насилие!) не только пострадавший, но и все, кто в этом участвует и даже просто наблюдает. Если видите, что классный руководитель не отреагировал на ваши просьбы, идите к директору».

Часто бывает, что ситуация уже запущена или вы не находите понимания у руководства школы, а ребёнок отказывается ходить на занятия. Возможно, в таком случае наилучшим выходом действительно будет смена школы. Но здесь родители должны проанализировать: проблема в классе, школе или в их ребёнке? Для этого нужно посмотреть на другие социальные группы, в которых он живёт. Если всё нормально на улице, в кружке, лагере, то причина не в вашем ребёнке. А если наоборот, то идите к психологу: сыну или дочери срочно нужна помощь.

Татьяна Михайлова, кандидат психологических наук, врач семейной медицины:

«С точки зрения психолога, в истории «Дебильное сочинение…» налицо создание психотравмирующей ситуации для ребёнка. А это противоречит квалификационным требованиям, предъявляемым к педагогам, и нарушает основные принципы воспитания. В этой ситуации страдает не только ребёнок, который попал в опалу, но и остальные дети получают опыт совсем не того социального взаимодействия, который мы стремимся привить подрастающему поколению: поддержку, внимание, сочувствие, уважение, справедливость».

Педагог, выполняя свою работу, обязан учитывать все психологические особенности учеников, подбирая к каждому из них свой ключик. Конечно, проще всего, когда вся рота идёт в ногу, никто особо не выделяется, не требуя к себе отдельного отношения. Вот даёт учитель задание написать сочинение по картине, и большинство детей, выполняя его, будут следовать принятым негласным правилам, описывая, что находится на переднем плане, а что на заднем. Но найдётся кто‑то, кто, глядя на это произведение, увидит совершенно неожиданное. Например, выражение лица и грусть в глазах. И он начнёт фантазировать, наделяя персонаж реальными человеческими чувствами. Вот этот нестандартный подход к обычным вещам и называют творчеством. А творчество достойно уважения! Тем более достойно похвалы творчество ребёнка.


На заметку родителям

Не удалось разрешить конфликт в стенах школы? Выход – вышестоящие инстанции. На официальных сайтах школ, лицеев, гимназий размещены телефоны горячих линий управлений образования районов и городских округов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×