По стопам учителей
Любовь Васильевна 40 лет преподаёт в школе. Сегодня работает в Ютановской школе Волоконовского района учителем русского языка и литературы. В её семье учителей не было, но она ещё со школы знала, что будет педагогом. Большое влияние на её выбор оказала первая учительница Мария Фомина, с которой она до сих пор поддерживает связь.
«На уроке в четвёртом классе мы обсуждали, кем быть в будущем. Мария Андреевна спросила: «Люба, кем хочешь стать?» Я робко подняла глаза и сказала: «Как вы». Тогда она со вздохом произнесла: «Ох, деточка…» Я не придала значения той фразе. Но когда окончила пединститут и пришла её поблагодарить, решила узнать, почему же она тогда так тяжко вздохнула, узнав о моём выборе. Она объяснила: «Люба, учительская работа настолько сложна, что её понять может только тот, кто становится настоящим учителем: это кропотливые ночи и дни, это свободное время, отданное ученикам, на семью остаётся мало. Но если ты выбрал это по душе, то останешься учителем на всю жизнь», – вспоминает Стародубцева.
Любовь Васильевна никогда не жалела о своём выборе, как бы тяжело ни было.
«Моя подруга удивляется, как я всё ещё работаю, мол, сейчас же ученики – это просто что‑то невозможное. А я говорю – ученики хорошие, если говорить с ними глаза в глаза. Начинаю свой рабочий день с «доброго утра» и слышу то же в ответ», – пояснила она.
Внеклассные уроки
Сейчас учительница – классный руководитель пятого класса, она старается создать не просто сплочённый коллектив, а семью. Поэтому взяла за правило – все неприятности, ссоры и споры решать в классе, а в коридор выносить только самое доброе.
«Недавно у нас случилась неприятность. Один ученик оступился. Утром мы открыто обсудили его поступок за закрытой дверью. Сначала послушали его, а потом одноклассников. Один считает, «надо звонить родителям, пусть они с ним разбираются», девочка говорит, «не надо, пусть сам исправляется и всем скажет, что он думает делать». И тогда пятиклассник признался, что всё понял и пообещал исправиться. Я уверена, что он был честен, ведь ему поверили одноклассники», – считает Любовь Васильевна.
Кроме школьной программы она преподаёт жизненные уроки: учит уважать девочек, помогать и поддерживать их, любить природу и видеть красоту даже в мелочах.
«Да, у меня много тетрадей и работы, но я не могу удержаться, чтобы не погулять по осеннему лесу со своими детьми», – рассказывает учительница.
Средние классы – самые непоседливые, Любовь Васильевна знает, как с ними бороться, но она никогда не повышает голос.
«Гневливый воспитатель – самый плохой. Я замолкаю и жду тишины. И пытаюсь убедить их в том, что, только слушая друг друга, можно понять истину. Строгость должна быть умеренная, если её много, то доверие уходит на задний план и понимания не будет», – отмечает педагог.
Портфель в форточку
Любовь Васильевна не стесняется рассказывать ученикам о своих школьных шалостях.
«День пионерии, я в восьмом классе. Все идут на праздник в Волоконовку, кроме старших, но нам тоже хочется. Тогда мы решили сбежать. Выбросили портфели в форточку, а я как самая дисциплинированная, которую ни в чём не заподозрят, гордой походкой вышла через центральный вход. Ох и влетело же нам на следующий день. Но право на шалость имеет каждый», – считает она.
Рассудит, помирит, обнимет
Как ни странно, но самые большие трудности в работе учителя возникают не с учениками, а с родителями.
«Большая победа, когда родитель наконец‑то звонит, приходит на собрание впервые за несколько лет. Собрания ведь существуют не для того, чтобы отчитывать родителей. Когда начинаешь первое собрание с просьбы рассказать о своих детях, то лучше узнаёшь своих учеников. А родителям рассказываю: он у вас прекрасно дежурит, а вчера хорошо рассуждал о добре и зле, она с любовью рассказывает о старшей сестре. Тогда мамы и папы по‑новому открывают своего ребёнка», – считает Стародубцева.
Дети из разных классов приходят к ней со своими проблемами: у кого‑то не сложились отношения в коллективе, спор произошёл, первая несчастная любовь.
«Я никогда не расспрашиваю о семейных проблемах, но если ребёнок говорит о своей беде, я выслушаю и утешу. Был случай, когда старшеклассница плакала и рассказывала о проблемах в отношении с мамой. Я убедила её в том, что жизнь – штука интересная, она преподносит испытания, которые надо суметь преодолеть. Посоветовала ей понять маму, не идти на конфликт, а лаской обогреть. Как я была рада, когда девочка рассказала, что, когда приехала мама, они с ней обнимались», – рассказывает Любовь Васильевна.
Невзирая на трудности работы, на заполненный стол тетрадями, главное — видеть и понимать ребёнка, а не только работать на предмет.
Всё так же: день и ночь
Семья всегда понимала и поддерживала её: муж помогал ремонтировать, подкручивать парты, дети приходили вечерами в школу, помогали, пока проверяла тетради.
«Сын окончил школу и после последнего звонка сказал: «Вот и пролетело детство, теперь надо думать, куда идти дальше, а ты всё так же будешь в школе…» Глаза у него заблестели, я попросила его объяснить, а он ответил: «Всё так же: день и ночь», – вспоминает учительница. – Но дети никогда не упрекали меня в том, что я пропадала на работе».
Мир меняется очень быстро, меняется и образование, методы, форма экзаменов, только учителя остаются прежними.
«Отношение к учителям не поменялось, а скорее, как и мир наш, модернизировалось. Учителю сейчас не просто войти в колею всех реформ, которые происходят в образовании. Теперь более пристальное внимание молодым учителям, и это хорошо», – отмечает Любовь Васильевна.