Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 февраля 2014, 19:26
 Екатерина Шаронова 3561

Белгород посетил Никас Сафронов

Белгород посетил Никас Сафронов На выставке Никаса Сафронова в Белгороде. Фото Владимира Юрченко
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Столичный живописец лично открыл выставку своих произведений в Белгородском государственном художественном музее.

Феномен Никаса Сафронова

Безусловно, он существует. Художник изображает мировых президентов и знаменитостей, религиозных и общественных деятелей. Его картины скупают отечественные и западные коллекционеры за баснословные деньги. И сложно сказать, в какой стране мира их ещё не экспонировали. Одни называют Сафронова гениальным и легендарным живописцем. Другие признают в нём успешного арт-бизнесмена и отказывают в таланте художника. Ему посвящена масса статей, телевизионных и радиопередач, топиков блогеров, где насмерть сражаются носители противоположных мнений.

Теперь у белгородских зрителей появилась уникальная возможность увидеть произведения Никаса Сафронова и лично оценить около 80 из его живописных полотен в жанре сюжетной композиции с сюрреалистическими мотивами, анимализма, в стилях символизма и Dreаm vision.

О Dreаm vision и не только

Своё творчество Никас Степанович представил лично, приехав в наш город. Он по достоинству оценил зал художественного музея, сказав, что это «один из лучших музейных залов России», которые ему довелось увидеть. Его приятно удивила выстроенная система освещения:

«Я всегда переживаю, вдруг свет не так будет падать, тогда картины будут смотреться невыгодно. Здесь всё очень точно».

Живописец рассказал и о своей благотворительной деятельности, которую он начал вести с подросткового возраста, несмотря на то, что в те годы не редко нуждался и сам. Направления кубизма, сюрреализма, иконописи, импрессионизма, абстракции и жанры сюжетно-тематической картины, портрета, пейзажа, анимализма – журналистов интересовало, какие из тех многих художественных направлений и жанров, в которых Сафронов творит, ему ближе.

«Я устаю от одного стиля или жанра. Мне становится не интересно. Когда же я работаю в разных, то и отдыхаю, и получаю удовольствие. Больше нравится символизм. И сюрреализм, – рассуждает Никас Степанович и указывает на картину с Нойшванштайном – немецким замком, который баварский король Людвиг II построил для Рихарда Вагнера. – Каждая вещь требует своего подхода, своего отношения и к живописи, к изображаемым мной архитектуре, людям».

От художника узнали и о его авторском стиле Dreаm vision, который занесён в российскую Книгу рекордов Гиннемса:

«Это многослойная живопись – она делается в 6–7 слоёв. Накладываю один слой, потом стираю, потом снова добавляю, потом дописываю. Я назвал её спонтанно «за 15 минут до пробуждения». Представьте, что вы только что пробудились, но ещё помните сон – он всё больше размывается по мере того, как вы приходите в себя».

До конца осталось неясным, есть ли принципиальное отличие Dreаm vision от импрессионизма. А если его нет и это только авторская интерпретация последнего, то зачем его нужно было оформлять как нечто оригинальное и новаторское. Сафронов критиковал перфомансы (петербургского художника Петра Павленского, Pussy Riot) и инсталляции (китайского художника Ван Вея) «современного искусства»:

«Всё это рассчитано на образованных людей, потому что именно они будут возмущаться. Когда это возмущает – значит, продаётся, значит будет работать».

И высказался по поводу того, что он считает искусством:

«Искусство должно волновать через вибрации красок, холста, мысли, таланта. Должно нести энергетику. Искусство должно быть разным. Но нельзя забывать, что у него есть свои законы».

Возник и провокационный вопрос: как реагирует Сафронов на то, что его критикуют, называют имитатором?

«Многие искусствоведы однобоки и хотят, чтобы было всё, как им удобно, не любят разнообразия. Искусствовед может найти всё, что угодно. Есть среди них и те, кто углубился в моё творчество и оценил. Так что всё очень условно. Мне важнее мнение людей. Хотя я понимаю, что не все будут довольны».

Полярные мнения

Оценить работы Никаса Сафронова мы предоставили посетителям выставки.

Екатерина Гавриленко, молодой архитектор:
«Выставка очень интересная. Особенно необычной мне показалась серия с котами».

Александра, фотограф:
«Не интересно ни по цвету, ни по фактуре, ни по мысли. Нет объёма – они плоскостные. Что касается сюрреалистических произведений – так что здесь нового?»

Людмила Овчарова, юрист, и Юлия Петрова, в прошлом преподаватель колледжа:
«Полотна Никаса Сафронова нас изумили. Чем-то он напоминает Сальвадора Дали в своём искусстве изображения. Очень здорово, интересно».

Анастасия, студентка-искусствовед:
«Выставка неожиданная. В каком смысле? Хотелось видеть живопись, а не образцы, походящие на фотопечать на холсте. Не могу выделить ни одной картины».

Анна Скрипка, журналист:
«Искусство Сафронова мне не близко. Понравились картина с собором Парижской Богоматери и воздушными шарами и «Маддалена Донни, или Кошачий взгляд на Рафаэля». Чем? Художник будто хотел изобразить женщину, но не решился, а натуру показал. Она раскрывается – в её глазах, в том, как сложены руки… Интересный приём».

Елена, журналист:
«Не важно что, главное, как подать и продать – этот распространённый повсеместно принцип констатирует кризис идей в искусстве, который наметился ещё в начале прошлого столетия и всё больше усугубляется. Всё это смело можно отнести к явлению Сафронова».

Виталий Перцев, главный архитектор Белгородской области:

«Сюрреализм – явление, которое не имеет рамок, но не совсем понятно, зачем сегодня повторять путь Сальвадора Дали. А ведь здесь есть явные мотивы, которые к нему обращают – часы, механизмы… С одной стороны, это настораживает, с другой – заставляет задуматься над тем, что я чего-то не понимаю. А в целом, безусловно, перед нами – талантливый художник. Посмотрите, как проработано каждое полотно, как расставлены колористические акценты. Чувствуется глубокое знание истории живописи. Хотя мне не всё нравится, с уважением отношусь к его творчеству. Вся представленная серия портретов прекрасна. Купил бы я какую-то из картин? «Время гольфа. Удар» купил бы».

Валерий Михайлов, профессиональный музыкант:
«Такие художники, как Сафронов, только эксплуатируют приёмы сюрреализма. Даже опошляют. То, что он делает, можно отнести, скорее, к салонному искусству».

Нина Ненашева, пенсионерка:
«Для себя отметила серию кошачьих портретов. Казалось бы, кошка и кошка, но в каждой выведен психологический тип человека. Понравилась и картина «Обвенчанная с морем».

Ольга, преподаватель:
«К творчеству Никаса отношусь отрицательно. И мы видим, что в Эрмитаже и Третьяковке его произведения не экспонируют. Но многим людям они нравятся. А история рассудит, насколько они ценны для общества».

Перед нами – абсолютно полярные взгляды. Уже затем стоит посетить выставку Никаса Сафронова, чтобы иметь свой. Экспозицию завершат 9 марта.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×