Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 сентября 2017, 11:17
 Ирина Дудка 1036

Вкусное завтра. Как белгородцы вырастили больше 300 тонн клубники

Вкусное завтра. Как белгородцы вырастили больше 300 тонн клубники Фото Наталии Козловой
  • Ирина Дудка

Елена Чеснокова из Яковлевского района по образованию медик. Признаётся, что её всегда интересовало земледелие, конкретнее выращивание клубники. Начинала восемь лет назад с 20 соток огорода. Тогда ни о каком клубничном кластере в области ещё и речи не шло. Сейчас ягодная плантация у Чесноковых – одна из крупнейших в регионе.

Сбыт без проблем

В 2010 году через областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства получили грант на 400 тыс. рублей и засадили клубникой два гектара арендованной земли. Постепенно втянулся и муж – строитель, и дочка – дипломированный архитектор, теперь глава крестьянско-фермерского хозяйства по призванию. У неё 17 гектаров, из которых шесть под клубникой. Так бизнес стал семейным.

Свою клубнику Чесноковы продают в Белгороде и Строителе. Разбирают, что называется, с колёс.

«Со сбытом проблем нет, – говорит Елена. – В Москве мы не продаём: в этом году нам нечего было туда возить, всё уходило здесь».

Плантаций, как у Чесноковых, в области наберётся пять-семь. Кроме самой ягоды они занимаются выращиванием маточного материала и обучением – проводят лекции, семинары, приглашают коллег из других регионов к себе на поле.

«Когда мы начинали, некому было подсказать. Учились сами – где могли и как могли. Если бы тогда мне кто‑нибудь рассказал хоть десятую часть того, чему я сейчас учу людей, я была бы благодарна этому человеку всю жизнь», – продолжает она.

В 2014 году в регионе начали создавать кластер, связывающий всех участников клубничного дела: и тех, кто выращивает, и селекционеров, и опытных коллег, которые могут помочь советом, и финансистов. Курирует кластер управление по развитию потребительского рынка регионального департамента экономического развития. Оно предложило жителям районов разведение клубники в качестве альтернативы свиноводству.

«В 2014 году этот бизнес стал очень востребованным – тогда начали рушиться связи с Украиной, которая была самым крупным поставщиком клубники в нашу область, – рассказывает начальник управления Владимир Зубов. – При наличии земельного участка выращивание клубники и тогда, и сейчас – выгодный бизнес по соотношению доходности и трудозатрат».

В 2014 году показать это решили на примере села Лесное Уколово в Красненском районе.

«Многому пришлось учить с нуля: и выращивать, и торговать, – рассказывает он. – Люди традиционно собирали клубнику в вёдра, потом на столе перебирали. Мы показали, что этого делать не нужно. Ягода очень нежная, и отход очень большой, поэтому собирать надо сразу в потребительскую тару. Так шаг за шагом мы обучали людей этому делу».

Словом и делом

Желающим заняться выращиванием клубники помогали и финансово. От Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства 38 хозяйств получили 11 млн рублей.

«Все они объединились в кооперативное движение. Мы впервые не переживали за эффективность поддержки, потому что знали: там будет и централизованная закупка посадочного материала, и технологии, и самое главное – помощь в сбыте. Мы понимали, что ягода не пропадёт и будет продана», – отмечает исполнительный директор фонда Олег Колесников.

Фото Наталии Козловой

Помимо грантов, были и льготные займы. Эта программа продолжается и сейчас. В фонде готовы рассмотреть инициативы, объединённые на принципах кооперации, которые могли бы получить льготные кредиты под 6 % годовых.

Клубнику активно выращивают в Борисовском, Грайворонском, Чернянском, Яковлевском, Новооскольском, Корочанском районах. По оценкам управления потребительского рынка, в клубничном бизнесе около 50 личных подсобных хозяйств.

«В этом году они, я думаю, собрали 300–350 тонн, не меньше», – рассказал Владимир Зубов.

Кроме того, жители сельской местности выращивают ягоду на продажу на огородах. Почти всё расходится на местных рынках. Столице и большим сетевым магазинам урожая просто не хватает, поэтому потенциал у направления огромен. В этом году белгородцы впервые вышли на столичный регион: кооператив «Надежда», объединивший жителей Красненского района, успешно участвовал в земляничном фестивале в Москве.

«Мы дали им возможность поторговать в оживлённых местах. Сколько они заработали – не говорят, но по глазам вижу, что неплохо», – сказал он.

Не предел

«У клубники почти безграничные способности по урожайности, – точно знает Елена Чеснокова. – Есть сорта, способные дать до 80 тонн с гектара, но условия должны быть идеальными. У нас зона рискованного земледелия, поэтому для нашего региона в зависимости от сорта 7–12 тонн с гектара – вполне нормальная урожайность. Мы у себя в среднем 10–12 тонн с гектара получаем».

К таким показателям пришли не сразу. Долго экспериментировали с посадочным материалом.

«Мы очень давно не привозили никаких саженцев из‑за рубежа, – продолжает она. – Раньше завозили отовсюду и набивали шишки, пока не начали адаптировать привозные сорта к своим условиям. Многие сорта у нас просто не приживаются. И сейчас самое тяжёлое – найти хороший посадочный материал. Поэтому стараемся опираться на те сорта, которые мы уже испробовали. Но это не предел. Надеемся, наша Тимирязевская академия выведет что‑то более устойчивое к климату и подходящее по вкусу. Ведь в первую очередь важны вкусовые качества. Бывает, привозим 12–15 сортов, а остаётся один. Потому что пока я сама все не попробую, на продажу сажать не буду. В Белгороде невкусную клубнику брать не будут, могу сказать это из своего опыта».

В планах Чесноковых – расширить посадки до 15 гектаров и наладить не только сбыт, но и переработку. Есть идеи добавить в клубничный кластер немного сливок, скооперировавшись с мелкими производителями молока. Те, у кого 5–10–15 коров, не могут конкурировать по цене с холдингами. Эти производители ограничены в сбыте и сильно зависят от оптовых цен, установленных посредниками, скупающими молоко. Один из возможных вариантов не только окупать содержание коровы, но и получать постоянный доход – уходить из сырьевой ниши в сегмент дорогих продуктов. Как пример – питьевой натуральный живой йогурт со сроком реализации 10– 12 часов.

«Никогда крупный производитель не будет делать продукцию с таким маленьким сроком реализации, это удел небольших цехов, – говорит Владимир Зубов. – Поскольку в йогурты добавляют ягоды, тут можно наладить контакты с теми, кто их выращивает».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×