Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 июля 2017, 16:02
 Ирина Дудка 1457

Белгородское начало «Аэробуса». Как белгородцы помогают собирать самолёты

Белгородское начало «Аэробуса». Как белгородцы помогают собирать самолёты
  • Ирина Дудка

В начале 2015 года Минэкономразвития определило 18 приоритетных отраслей для импортозамещения. В их числе и станкоинструментальная промышленность – наиболее проблемная. По самым оптимистичным расчётам, зависимость от импорта в ней достигает почти 90 %.

Догнать и… Хотя бы догнать

При таких цифрах в одной из системных отраслей экономики разговоры об импортозамещении вызывают только кислую улыбку. Ведь почти все товары – от ежедневных потребительских до самолётов и тактических ракет – делают на станках. На иностранных станках.

К таким показателям страна пришла за два десятка лет. «С 1990 года производство станков в России сократилось более чем в 20 раз: с 70 до 3 тысяч. Ещё в 1990 году СССР занимал третье место в мире по производству и второе – по потреблению механообрабатывающего оборудования. Сегодня Россия находится по этим показателям на 22-м и 17-м местах, а в структуре мирового рынка станков доля России не достигает даже 0,5 %!» – приводит в журнале «Экспертный союз» данные за 2015 год доктор технических наук, профессор, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения Сергей Турусов.

Подделывают уже белгородцев

Вернуть позиции хотя бы наполовину Минпромторг намерен к 2020 году, увеличив долю отечественной станкостроительной продукции до 40 %. Белгородская область может внести и уже вносит свой вклад не только в улучшение статистики. Завод «Скиф-М», на котором производят фрезы, стал лидером станкостроения мирового уровня. Его режущий инструмент закупает российское подразделение
«Боинга» на Урале, крупнейший завод «Аэробус» в Бельгии, «Алмаз-Антей», Воткинский завод, Роскосмос и другие.

«Все рычаги системы посадки «Аэробус-380» сделаны белгородским инструментом из титана Верхней Салды, – говорит генеральный директор предприятия Александр Москвитин. – 70 % от всех заказов – режущий инструмент для авиационной техники. Каждый год у нас идёт рост, даже в кризисный 2009 год мы подросли на 10 %, в прошлом году на 40 % за счёт экспорта в Германию».

Скифовская продукция.
Скифовская продукция.
Фото Ирины Дудки

«Скиф-М» возник на базе Белгородского завода фрез в 1993 году. Его цеха разместились на площади всего 5 кв. км, коллектив – 140 человек. Основное производство – это твёрдосплавные пластины, а примерно половина всего объёма заказов – специальный инструмент, разработанный под конкретные задачи заказчика.

По наблюдениям Александра Москвитина, мнение о российской продукции начинает меняться даже у российских предприятий.

«Ещё лет десять назад нам не верили, говорили: слишком всё красиво, скажите, где закупаете? – рассказывает он. – Сейчас белгородские режущие пластины оказались настолько эффективны, что конкуренты стали их копировать и поставлять на те же заводы, с которыми работает «Скиф-М». Пришлось заняться патентной защитой. За три года получили 28 действующих патентов, составили шесть заявок и продолжаем создавать новые технологии. Мир идёт по направлению к экономии энергии, значит, нужно как можно меньше воздействовать на деталь. И мы этого достигли».

В ближайших планах компании вырасти до 15 % российского рынка и до 50 % поднять экспортные поставки.

Мы хорошие, но кто об этом знает?

«Для того чтобы белгородская продукция машиностроения была конкурентна на отечественном и мировом рынке, необходимо комплексно внедрять станки нового поколения, передовые технологии сварки и металлообработки», – сказал заместитель губернатора – начальник департамента экономического развития Олег Абрамов, выступая на конференции по импортозамещению инструментальной промышленности.

Мероприятие под эгидой Минпромторга собрало в Белгороде представителей ведущих предприятий оборонного комплекса страны: заводы «Прогресс», «МиГ», «Сухой», предприятия по выпуску тактических ракет, Красноярский машиностроительный завод.

«Одна из основных проблем в развитии инструментальной промышленности – отсутствие информации у потребителей о возможностях отечественных производителей, – говорит замдиректора департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга Дмитрий Никитин. – Мы организовали выездные совещания для демонстрации возможностей российских производителей и установления долгосрочных связей. Первое прошло в апреле в Свердловской области. Сегодня наблюдаем положительный результат: заключаются новые контракты с теми предприятиями, которые мы посещали. В Белгороде я вижу, что на совещании количество участников в разы больше, чем было в Свердловской области».

Фото Ирины Дудки

В Белгородской области приняли свою региональную программу импортозамещения, выделив машиностроение в отдельный кластер, сформировали региональный фонд развития промышленности и приняли порядок заключения специальных инвестконтрактов на региональном уровне. Сейчас в структуре регионального промышленного производства машиностроение занимает третье место после пищевой и горно-металлургической промышленности.

Государство готово субсидировать часть затрат на НИОКР, предоставлять льготные займы для станкостроительных и инструментальных предприятий, а также субсидировать часть затрат на реализацию пилотной партии продукции. Помимо этого, одной из действенных мер для развития отечественного станкостроения стал запрет и ограничение на вседопуск товаров иностранного производства для нужд обороны страны.

Постановление приняли в декабре 2013 года. Комиссия Минпромторга проводит экспертизу о наличии российских аналогов и выдаёт соответствующее заключение. Как рассказал Дмитрий Никитин, уже был прецедент, когда предприятию отказали в заключении по заявке на 1,5 тыс. наименований инструмента, выдав рекомендацию закупать у российских компаний, в частности у «Скиф-М».


Особое мнение

Генеральный директор завода «Сокол-АТС» Владимир Андреев:

«Мы знаем, что выживаем во многом благодаря нашим горизонтальным связям и неуёмной энергии наших работников. В определённый момент мы не дали умереть этой отрасли машиностроения и сейчас чувствуем в себе силы выполнить те задачи, которые нам ставятся. Последние 5–6 лет у людей горят глаза, появилась широкая возможность знакомиться с зарубежными аналогами, потому что вынуждены использовать их в своём производстве. Наши инженеры видят и знают реальные проблемы и знают, как можно ту или иную ситуацию улучшить. И это радует».

Мы с 1961 по 2008 год выпускали телефонные станции. Представьте, какие возможности у коллектива, который с 2008 года стал выпускать авиационные детали, пресс-формы, штампы, оборудование для морского флота и т. д. Нам какую задачу ни поставь, при необходимых условиях мы её сделаем. Чему нужно – научимся, а чему не научимся – сами придумаем. Но, работая в этом направлении, я понял, что необходимо принципиально менять систему управления компанией, исходя из мировых стандартов, если мы хотим выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×