Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 июня 2017, 12:44
 Ирина Дудка 2980

Людей надо видеть. Как развивается корочанский малый бизнес

Людей надо видеть. Как развивается корочанский малый бизнес Фото Вадима Заблоцкого
  • Ирина Дудка

Каждый четвёртый работающий житель Корочанского района занят в малом и среднем бизнесе. За каждым рублём прибыли – ежедневный труд обычных сельских жителей. Как развивается малый бизнес, чем ему могут помочь область и район, обсуждали на заседании «малого» правительства области 5 июня.

Клубника из Шеино

Арбузы Шляховых уже стали местным брендом. Белгородцы специально едут за ними на поле. Но не только арбузами становятся известны корочанские земледельцы. В Шеино ширится клубничная плантация. Выращивает её Александр Макогон. Ароматные ягоды размером с крупный абрикос дают итальянские, французские и американские сорта.

«Наш первый урожай с этих кустов, ягоды ещё мелкие, – удивил он гостей во главе с губернатором Евгением Савченко. – В прошлом году новосадочка была 4 гектара, весь урожай прямо с поля забрали».

Семья Макогон переехала в Шеино из Артёмовска Донецкой области. Там у них было
50 гектаров земли, занятых под клубнику, и плодопитомник.

«Всё пропало, когда через участок прошла военная техника. Собрались и сюда уехали всей семьёй, 1 июня вид на жительство дали, – рассказал он. – Здесь получили 30 гектаров земли, начали работать. Сейчас под клубнику занято 12 гектаров, думаю, 12–15 тонн с гектара соберём».

«Сколько времени нужно, чтобы дорасти до артёмовских масштабов? Питомник декоративных культур создать или теплицу, чтобы свою клубнику выводить?» – спросил губернатор.

«Всё в планах, всё осуществимо», – оптимистично ответил Александр Макогон.

Яблоки из Погореловки

Александр Мамонтов из Погореловки занялся садоводством пять лет назад. В 2012 году на грант в 300 тыс. рублей купил первые саженцы яблок. Тогда в его распоряжении был всего гектар, но начинание себя оправдало. Видя, что дело пошло весьма неплохо, присоединились и соседи. Профессиональный агроном Мамонтов научил их, как получить 60 кг яблок с одного маленького деревца. В прошлом году общие владения расширились до 12 гектаров сада. Кооператоры получили 1,4 млн рублей господдержки по программе развития садоводства. Посадили яблони, пробурили скважину, проложили систему капельного полива.

«Выращиваем всё что растёт: розы, виноград, смородину – и для души, и населению продаём, – рассказал Александр Мамонтов. – Планирую, что в этом году четырёхлетний сад даст 25 тонн с гектара. Главное, чтобы прижился».

В прошлом году земля отблагодарила его урожаем на 1,3 млн рублей. Подсчитав, сколько они могут получать все вместе, кооператоры решили оформить в долгосрочную аренду ещё 10 гектаров, и тогда общий участок расширится до 22 гектаров. Этого хватит, чтобы получать хорошие, качественные яблоки, которые можно продать по 50–60 рублей за килограмм.

Фото Вадима Заблоцкого

Губернатор поинтересовался у предпринимателей, каким они видят свой бизнес к 2025 году, и, узнав, что хотят добиться урожая в тысячу тонн, спросил, где его будут хранить.

«В перспективе планируем строительство холодильника, первые 2–3 года продадим с корня. В прошлом году 10 тонн получил – всё продал за месяц прямо с сада. А потом, конечно, нужно будет хранить. Не обязательно строить мощный холодильник, достаточно помещения, которое будет продуваться холодным воздухом», – поделился планами предприниматель.

Печенье с пивом из Корочи

В прошлом году кондитерская фабрика «Белогорье» продала 26 тыс. тонн печенья и заработала 64 млн рублей. В этом году компания планирует запустить линию по производству 500 тонн крекеров в месяц. В 2019 году – зефирную линию стоимостью 115 млн рублей. Кстати, зефир и пастилу в регионе пока никто не делает. В 2020 году поставят линию по выпуску сахарного печенья стоимостью 90 млн рублей на 1,1 тонны. За последние три года заменили две производственные линии и в корочанском цехе, увеличив мощности. Прогнозы по годовой прибыли положительные.

Также фабрика выпускает лимонады и пиво, но пока показатели по этой продукции уходят в минус. В прошлом году здесь серьёзно вложились в модернизацию, выдали 300 тысяч декалитров хмельного напитка, 117 тыс. – кваса и 27 тыс. – лимонада. В этом хотят выйти в плюс и заработать 13 млн рублей. Основной акцент – на лимонады, выпуск которых увеличится в десятки раз – до 1,1 млн декалитров.

На пивном рынке вообще тесновато – варят в мини-пивоварнях, привозят готовое в бутылках, банках, кегах. Только кеговым разливным пивом в области торгуют 900 розничных магазинов. А ещё есть кафе, бары, рестораны, сетевые магазины.

«Из всех точек общепита, а их больше тысячи, торгуют пивом процентов 60, т. е. 500–600 точек. Мы представлены всего в 50 точках», – подвёл итог генеральный директор фабрики Сергей Сиротенко.

«Разработайте план действий, как выйти на миллион декалитров», – дал указание губернатор.

Фото Вадима Заблоцкого

Еда для жизни

Небольшим фермерским хозяйствам и маленьким предприятиям трудно найти выход на магазины и дорого организовать доставку, сетевые магазины для них и вовсе закрыты. Широкому кругу потребителей неизвестны ни клубника от Макогона, ни яблоки от Мамонтова. Приходя на рынок, мы переплачиваем посредникам, зачастую не зная, откуда продукт.

Теперь вся продукция, выпускаемая в районе, будет продвигаться под единым брэндом – «Корочанские продукты» – и продаваться в одноимённом магазине.

«Я знаю, что покупатели на рынке ищут корочанскую продукцию, но их часто обманывают. Здесь покупатель точно уверен, что купит продукцию Корочанского района и сопутствующие товары белгородских производителей», – говорит Игорь Закотенко, генеральный директор агрофирмы «Русь», которая и открыла магазин.

После первого месяца работы заметили интерес и от покупателей, и от производителей. По­этому планируют расшириться, открыв 2–3 магазина в Белгороде, а также в Губкине и Старом Осколе. Сейчас делают акцент на продукцию собственного производства – молоко, яйца и мясо, но с началом сезона овощей и фруктов ассортимент расширят. Обещали объехать всех сельхозпроизводителей района. Так что вскоре не только белгородцы, но и жители других городов региона смогут оценить клубнику шеинскую и яблоки погореловские.

«Мы надеемся, что это нововведение расширит охват потребительского рынка благодаря реализации продукции Корочанского района в аналогичных магазинах в Губкине и Старом Осколе. Таким образом развитие малого бизнеса на селе поможет создать высокоэффективное, конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, обеспечив приемлемый уровень доходов, и будет способствовать обеспечению социальной стабильности», – рассказал глава Корочанского района Николай Нестеров.

Ну а что же сами предприниматели? В прошлом году в районе зарегистрировались 15 новых ИП, а дальше?

«Я бы хотел услышать, что с каждым из них состоялось собеседование, мы чётко выявили тех, кто нуждается в поддержке, кому‑то помочь с кредитом, кому‑то с залогом, – обратился на заседании «малого» правительства Евгений Савченко к районным властям. – ­ Объёмы, цифры – всё это хорошо. Людей надо видеть, людей! Надо видеть предпринимательский класс, сообщество, активных людей. Выстраивать систему работы с ними. Где предприниматели, которые зарегистрировались за последние пять лет? Что с ними? Может, кто‑то нуждается в поддержке, а кто‑то – в проверке, чтобы его поставить, так сказать, на правильные рельсы. Нужны не килограммы и тонны, а предприимчивые люди, которые могут делать и килограммы, и тонны, и квадратные метры – мощный предпринимательский класс».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×