С ним он выигрывал бронзу чемпионата Украины, доходил до полуфинала Кубка и выступал в Кубке УЕФА. Довелось Сергею забивать голы и за молодёжную сборную Украины, куда его вызвали по ошибке, и даже за московский «Спартак».
Белгород – Харьков – Днепропетровск
— Сергей, как ты попал в футбол?
— В 6 лет старший брат Алексей привёл меня к тренеру Юрию Клочкову, потом занимался у Анатолия Никитина, а в харьковский интернат уезжал из команды Василия Голикова. Когда на выходных домой ездил, выступал за неё. В интернате мы играли в чемпионате Украины с другими футбольными академиями и интернатами, с футболистами 1978–79 г. р.
— Когда уехал в Харьков?
— В 13 лет. Три года там прожил. Питание было неважное, едой выручали местные ребята, которые жили дома. А мы им свои закрутки из Белгорода привозили. Жили по три-четыре человека в комнате. Тренировались два раза в день. Учёбу с этим тяжело было совмещать. В итоге закончил школу с тройками.
— Как в «Днепре» оказался?
— В Кривом Роге был финал чемпионата Украины, там «Днепр» меня и заметил. В 1997-м попал в дубль «Днепра», через полгода там создали команду Второй лиги, и мы стали в ней играть за «Днепр-3» против мужиков. Тяжело было, но в середине таблицы шли.
От дубля к сборной
— Что лучше: отдельный турнир дублёров или путь, по которому пошли «Спартак» и «Зенит», дублёры которых играют в ФНЛ?
— Эти клубы молодых обкатывают сразу в серьёзном турнире. У них есть возможность повышать уровень. У нас в Первой лиге играл «Днепр-2». Игровой практики у меня было много. Не попадаешь в главную, играешь за дубли. Заявка сквозная с основой. Можно было за неделю сыграть и в Первой, и во Второй лигах. И вот что важно: там команды решают свои задачи и есть соперничество. Именно такое мужицкое. Повариться в этой каше полезно.
— Кого‑нибудь оставляли без Высшей лиги?
— Играли в Александрии с «Полиграфтехникой». Они шли на втором месте, а им нужно было первое. 2:2 с ними сыграли, гол забил. Им пришлось через стыки выходить.
— Ты же с Максимом Калиниченко(бывший игрок «Спартака» и сборной Украины – прим. авт.) начинал играть.
— Вместе из Харькова в «Днепр» попали, потом до основы дошли. С Максом до сих пор общаемся, созваниваемся. Он сейчас на два дома живёт – на Харьков и Москву. Закончил тренерские курсы в Киеве. Пока «Металлист» существовал, был помощником главного тренера.
— Каким он футболистом был в молодости?
— Светлой головой, очень техничный. Когда он перешёл в «Спартак», то никто не удивился. Его порекомендовал Вячеслав Грозный – он у нас был главным тренером. Максим тогда уже за молодёжную сборную Украины играл.
— А тебя в сборную звали?
— Звали в украинскую молодёжку, не зная о том, что у меня российский паспорт. Я приехал на сборы, на базу в Кончу-Заспу. Пять дней тренировался. В контрольном матче – с «Оболонью» вроде играли – гол забил. Только тогда тренеры спросили: «А у тебя что, российский паспорт?» То есть они вообще не в курсе были. Больше меня в сборную не вызывали.
Про партнёров и тренеров
— С кем тебе лучше всего игралось?
— С Русиком Ротанем и Серёгой Назаренко. С Калиниченко с полувзгляда понимали друг друга. Все они потом до сборной дошли. Дружили и дружим, переписываемся, созваниваемся.
— Против кого играть тяжелее всего было?
— Против Алексея Бахарева из «Шахтёра». На одном фланге играли. Резкий, с хорошей левой ногой.
— Расскажи про своих тренеров.
— С Николаем Федоренко бронзу Высшей лиги взяли в сезоне-2000/01. При Евгении Кучеревском в полуфинале Кубка играл, но он меня в аренду отправлял. Играл в «Александрии» и симферопольской «Таврии». Это борьба за выживание, каждый матч напряжённый. Команды шли очко в очко – интересно! А самые крутые тренировки были у Грозного. Он прививал спартаковский футбол, всё время с мячом.
«Шахтёр» и «Фиорентина»
— Народ на «Днепр» ходил?
— На топовые игры с «Динамо» и «Шахтёром» и днепровское дерби с «Кривбассом» полный стадион собирался.
— В полуфинале Кубка вы «Шахтёр» обыграли 2:1. Почему не прошли в финал?
— В ответной игре в раздевалку пропустили (гол в конце первого тайма – прим. ред.). В Донецке они нас очень сильно давили. Деваться было уже некуда, гол же на своём поле пропустили. Открылись и пропустили второй.
— А за «Днепр» первый гол помнишь?
— Донецкому «Металлургу» забил. Выиграли дома 5:1. Второй или третий – мой. Отдали пас вразрез, вышел один на один и забил. Радости не было предела. Побежал к угловому флажку, и на меня такая куча наших набросилась, что еле вылез из‑под них.
— Какой лучший момент в «Днепре»?
— Бронза сезона-2000/01. Подобралась дружная, сплочённая команда. Поэтому мы так высоко и забрались. Награждали в каком‑то дворце. В то время на автобусе по городу не катали.
— Против «Фиорентины» (0:0 и 1:2. – прим. ред.) в Кубке УЕФА в 2001-м ты ведь тоже играл…
— Нуну Гомеш, Ди Ливио, Кьеза, Миятович – все про них говорили, что они инопланетяне. А мы не нервничали. Обычные ребята – две руки, две ноги. Интересно было с ними сыграть. Когда жеребьёвка прошла, только обрадовались. Мы не боялись, хотя они шли в лидерах чемпионата Италии. Хотели проверить себя и порадовать зрителей. Всё‑таки такую команду привезли в город. Не скажу, что они сильнее нас смотрелись. Нам не хватило опыта. Во Флоренции пропустили два гола за минуту. После игры поменялся футболками с защитником Ваноли. Потом подарил её ребятам для спортбара.
Гол за «Спартак»
— Мог уйти из «Днепра»?
— У меня были серьёзные разногласия с Федоренко, когда мне было лет 18. Он постоянно отправлял в дубль, а я ж хотел играть. Уезжал на два месяца в «Спартак», Грозный пригласил. Но пришлось вернуться – видимо, «Днепр» хотел много денег и москвичи отказались, хотя Романцева я устраивал.
— С основой тренировался?
— Два месяца жил в Тарасовке, занимался только футболом. Вечером тренировался с основой. Тот состав «Спартака» очень звёздный: Тихонов, Цымбаларь, царство небесное, Аленичев, Парфёнов, который только из «Днепра» ушёл. Поначалу не понимал, куда я попал. Но освоился, перестал переживать. Когда приезжал дубль, то шёл с ним заниматься. Запомнилась жесть с Сергеем Горлуковичем. После тренировки шли в баню, Горлукович поддавал пар на полную катушку и никого не выпускал, пока пар не уйдёт. Сидишь на нижней полке ждёшь, когда остынет.
— Тренеры не спрашивали: «Ты кто такой, мальчик?»
— Я со всеми познакомился, а они знали, что я на просмотре. Даже гол за «Спартак» забил.
— Как это вышло?
— Была товарищеская игра в Королёве, на день города вроде бы. Поле было что‑то вроде школьного стадиона. Не знаю, как городской администрации удалось такую команду туда затащить. Поле вокруг люди облепили, омоновцы стояли живой цепью. В первом тайме играла основа «Спартака», а потом нас выпустили. Я, Тёма Безродный, царство небесное, как раз из «Байера» приехал, Николай Писарев. А там была команда то ли Второй, то ли Третьей лиги. Кажется, 7:0 их обыграли. Я один забил. Не стали в праздничный день дальше расстраивать горожан.
— Остался осадок от того, что клубы не договорились?
— На тот момент было обидно. Очень хотел остаться в «Спартаке». Потом Грозный через Калиниченко мной интересовался. Макс мне говорил, чтобы я не продлевал контракт. Но я уже его подписал. Он как раз уехал туда на просмотр. Но я уже всё решил: если перейду, то играть в том составе шансов не будет. В заявку на игру мог даже не попадать. А в «Днепре» уже в основе играл. К тому же перед клубом ставили серьёзные задачи. Не жалею об этом решении. Может, медалей и выиграл бы больше, но, если об этом задумываться, можно кучу выводов сделать. Так что не жалею.
Возвращение в Россию
— Как ты вернулся в Россию?
— Не продлил контракт с «Днепром», в котором место в основе потерял. У меня появился агент, который мне напел, что с российским гражданством и хорошим резюме я буду играть в России. Ждал от него звонка. Когда начались сборы, то он мне команду не нашёл. Я форму сам поддерживал, но это совсем не то – я оказался не готов. Поехал на Кипр с воронежским «Факелом» – он в первом дивизионе играл. Не подошёл. Ещё дома просидел, время упустил. И к началу чемпионата оказался без клуба. В общем, ни о чём агент этот был…
— В итоге же он нашёл тебе команду?
— Да, он позвонил и предложил вариант во Второй лиге – тульский «Арсенал». Подписал контракт на полгода. За «Губкин» ещё играл. А потом пошёл вниз – если во Второй лиге начинаешь играть, то сама по себе уходит мотивация и тяжело вернуться на свой уровень.
— И каково оно – во Второй лиге играть?
— Конечно, соперники не те, уровень гораздо слабее, другие стадионы. Но в Туле зрители приходили на нас. Забивал там что‑то. Хотя вообще моей задачей было не забивать, а отдавать передачи.
— Сейчас играешь за любителей?
— Станица Небуг, Краснодарский край, команда «Молния». Сидел без клуба, хотелось играть. Уровень там посильнее, чем Вторая лига. Максима Деменко(экс-игрок сборной России – прим. ред.) встретил. Многие, кто без контракта, там играют, форму поддерживают. Так что Роман Адамов(бронзовый призёр Евро-2008 – прим. ред.) в команде «Птицефабрика» меня не удивил. Ещё я за строительский «Горняк» играл. В итоге на область стал играть – на старости лет за ФК «Белгород» выступал. Думаю в этом году в ветеранах начинать играть. Может, получится в некоторых играх молодёжи поучаствовать. Но две игры в день – с утра за ветеранов, а днём за молодёжь – уже тяжело проводить. Мышцы уже не те.
— Чем вне футбола занимаешься?
— Плотник третьего разряда, в строительной компании работаю. Стелим ламинат, окна ставим, вот такое всё…
— Финал Лиги Европы – 2015 смотрел?
— Конечно, болел за «Днепр». Там же ещё Ротань остался. Коноплянка при мне за дубль играл. Словом, были парни, которых я знал лично.