Концерт «Владимир Спиваков приглашает…» прошёл накануне в Белгородской государственной филармонии. В большом зале предсказуемый аншлаг: за дирижёрским пультом – художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, народный артист СССР, музыкант мировой известности Владимир Спиваков.
В программе – фрагменты известных и популярных опер. Приглашённые солисты – Василий Ладюк (баритон), солист московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова, и Марика Мачитидзе (сопрано), солистка Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З. Палиашвили.
Можно долго рассказывать о программе длиной два часа, пролетевшей на одном дыхании. Но гораздо красноречивее – восхищённые лица публики после концерта и то тут, то там восторженные перешёптывания во время него: «Вот это искусство!»
О том, что музыка преображает, говорит и сам маэстро Спиваков. Когда‑то слушатели признались ему:
«Пришли на концерт в одном настроении, а ушли в совершенно другом. И почувствовали радость друг от друга».
Концерты в Белгородской области оркестр Владимира Спивакова даёт в рамках фестиваля искусств «Арт-окно», учреждённого благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт». Прозвучавший накануне в филармонии концерт – первое крупное событие фестиваля в Белгороде.
«Мы продолжаем делать то, что делали раньше: привозить в регионы высокое столичное искусство, – объясняет замдиректора фонда «Наука, искусство, спорт» Фатима Мухомеджан. – Но нам захотелось развиваться, расширять горизонты».
Из этого желания, рассказывает Мухомеджан, и родился постоянный круглогодичный фестиваль «Арт-окно», которой проходит с февраля в Белгородской, Курской и Оренбургской областях. Площадками для фестивальных событий стали культурные пространства Белгорода, Старого Оскола, Губкина, Курска, Железногорска, Оренбурга, Новотроицка и Орска.
Фестиваль – это лекции об искусстве и не только, образовательный просветительский проект «Кинопоэзия», спектакли ведущих театров страны, мастер-классы российских музыкантов (с 2017 года давно действующий проект фонда «Класс от маэстро» включили в фестиваль – прим. ред.), концерты прославленных музыкальных коллективов. Так, к нему присоединился маэстро Спиваков, давний друг фонда. Идея «Арт-окна» – наладить творческий диалог между регионами и Москвой и Санкт-Петербургом.
«Дальнейшая цель фестиваля – дать возможность региональным талантам показать себя в Москве и Санкт-Петербурге», – рассказала Фатима Мухомеджан.
«Надеемся, что сотрудничество, которое сегодня намечено между правительством Белгородской области и фондом, продолжится», – отметила на пресс-конференции замгубернатора Белгородской области – начальник департамента внутренней и кадровой политики Ольга Павлова.
Уже известно, что следующим крупным событием фестиваля в Белгороде станет выставка полотен из собрания Государственного русского музея. Откроют её в ноябре в Белгородском художественном музее.
***
О Владимире Спивакове говорят, что интервью давать он не любит. Но в Белгороде маэстро пообщался с журналистами. Говорили о благотворительности и поддержке молодых талантливых музыкантов, о коллективе, у руля которого Владимир Теодорович стоит почти 15 лет, и о том, как важно каждый раз по‑новому открывать для себя знакомую музыку.
О молодых талантах
«Позавчера состоялся в Москве концерт «Услышать будущее» с двумя молодыми дарованиями. Играл пианист Саша Малофеев, который в фонде (международный благотворительный фонд Владимира Спивакова – прим. ред.) с девяти лет. Ему помогает и Денис Мацуев в фонде «Новые имена». Очень важно, чтобы не было: «Это моё, а вот это – не моё». Все талантливые дети – наши дети. А во втором отделении играл мальчик, который сейчас живёт в Швеции, а начинал в России (Даниэль Лозакович – прим. ред.). Его мама пришла однажды ко мне и сказала: «Он так любит играть в футбол, хоккей, бегать, прыгать. Может быть, ему и вовсе не стоит заниматься скрипкой?» Я послушал его: «Остальное надо отбросить и заниматься только скрипкой, потому что у него – выдающийся талант!»
Ни для кого не секрет, что сейчас непростая обстановка в мире по всем направлениям. Но в России есть выражение: «Чем темнее ночь, тем ярче звёзды». У нас потрясающе талантливые дети, и я считаю своей миссией помогать талантам. И со мной солидарны мои коллеги».
О будущем юбилее Национального филармонического оркестра России
В 2018 году оркестр Владимира Спивакова отметит 15-летие: веха в истории коллектива или ещё одна ступень на пути к взрослению? Маэстро признался: пока не почувствовал, что нужно оставить своего рода духовное завещание, с оркестром ничего не записывал. За последнее время записали несколько сочинений, в том числе «Русь святую», акапельную молитву из «Литургии Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова и его же «Колокола» вместе с Василием Ладюком, тенором Дмитрием Корчаком и Хиблой Герзмавой, концерты Сергея Рахманинова с Александром Романовским и ещё ряд произведений.
«Это переходит границы 15-летия», – ответил на вопрос Спиваков.
О том, как каждый раз воспринимать произведения по‑новому
«Был такой великий художник – Поль Сезанн. Он написал в своём дневнике: «Каждый раз, как я открываю ставни и вижу свой сад, никогда его не узнаю». Каждый раз, когда я вхожу в сочинение, оно для меня новое, свежее, неожиданное».
О дирижёрской палочке-подарке
Более 30 лет назад дирижёрскую палочку Спивакову подарил известный Леонард Бернстайн. Владимир Теодорович рассказал: подарок не хранится в качестве реликвии. И пообещал, что белгородцы дирижёрскую палочку увидят.
«Я думаю, что и услышат», – добавил музыкант.
Своё обещание Владимир Спиваков исполнил.