Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 января 2017, 16:22
 Елена Растворцева, учитель-логопед белгородского детского сада № 65 4125

Скороговорки: игра или терапия?

Почему важно развивать дикцию

Скороговорки: игра или терапия? Рисунок Александры Мотивощук
  • Елена Растворцева, учитель-логопед белгородского детского сада № 65

Используя скороговорки в занятиях с детьми, можно решить множество развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не только правильное произношение звука «р». А именно чёткую, размеренную речь, смысл которой не теряется в проглоченных окончаниях.

Игра звуков

Скороговорки – это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки чёткой дикции человека. Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Это весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают помериться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух.

Из глубины веков

На Руси скороговорки появились ещё в глубокую старину. Они помогали ребёнку быстрее освоить родную речь. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора Владимир Даль, который опубликовал их в своей книге «Пословицы русского народа». Записи этих древних скороговорок отражают жизнь давно минувших веков. Многие скороговорки пришли к нам из глубины времён и являются элементом народного творчества. Благодаря им мы можем узнать, о чём велись разговоры в домах наших предков, ощутить колорит и особенности их языка: «Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд», «Из‑под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки». Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, построенные на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него.

Многогранность и универсальность

Вроде бы в скороговорках нет ничего необычного. Мы к ним привыкли с детства… Но если на них взглянуть повнимательнее, то перед нами откроется их многогранность, граничащая с универсальностью. Ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу. Тренировка дикции, то есть воспитание чёткой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребёнку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития. Скороговорки могут стать вашим тренажёром для развития речевого аппарата. Помимо пользы в виде качественного развития речи и как следствие активизации работы головного мозга, что тоже нелишне в любом возрасте для продолжительной и осмысленной жизни, скороговорки доставляют невообразимое удовольствие и детям, и взрослым, являясь предметом задорного смеха, причиной непредвиденных комичных ситуаций, залогом замечательного настроения.

Не в тягость, а в радость

Скороговорки для детей были и остаются нелёгкими, но интересными играми. Попробуйте заниматься с ребёнком скороговорками хотя бы по 10–15 минут каждый день – и очень скоро увидите результат. Ваша последовательность в этом виде работы обязательно принесёт пользу для ребёнка. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:

  • не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
  • отложите занятие, если ребёнок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;
  • знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма – понятие относительное;
  • забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с ребёнком;
  • искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи.

Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были не в тягость, а в радость. На одном занятии следует разучивать не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время.


Тренируйтесь вместе с детьми

Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:

1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и чётко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.

2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чём она, все ли слова понятны.

3. Ещё раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке.

4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребёнком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.

5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение всё быстрее. Если у ребёнка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для него скорости произношения скороговорки.

6. Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется всё: машины, Интернет и, естественно, человеческая речь, что требует от нас ещё более высокой подготовки и глубоких знаний. Идти в ногу со временем или безнадёжно отстать от реальности дня – перед таким выбором стоим мы все.


Кстати

Для занятий с детьми можно использовать скороговорки, которые придумал белгородский журналист, краевед и писатель Борис Осыков. Его книжка так и называется – «Ровно сорок скороговорок».

1. Край, богатый мелом, – самый светлый на свете белом.

2. Предки смело и умело град поставили средь мела.

3. Постепи спешит гонец – светлый Северский Донец. Сын встречается с отцом: Дон сливается с Донцом.

4. На мелу село бело – белым снегом замело.

5. Белых лилий залив июль солнцем залил.

6. Сливы спели, спели, спели, так поспеть и не успели – их неспелыми поели.

7. Сова сове дала совет, не знал умней совета свет.

8. Чернохвоста, белобока громче всех трещит сорока.

9. Ах, сорока-белобока, у неё опять морока: хочет сосчитать сорока, сколько в небе облаков, сколько в поле сорняков.

10. Кукушка у лесной опушки считала Лушкины веснушки.

11. Пешеходный переход пешехода бережёт.

12. Чадо чудом уцелело – чемодан бананов съело.

13. Для шалуна Лёшки и для шалуньи Лушки спешат-спешат старушки в печи испечь ватрушки.

14. Чёрное в чане в чёрном чулане.

15. Руби дрова – топор остёр – и поскорей бросай в костёр.

16. Бобёр с бобрёнком на пригорке с утра зубрят скороговорки.

17. Сорок сорок стрекочет, сорок ворон их слушать не хочет. О чём стрекочет сорок сорок? О красоте скороговорок.

18. Белгородской тараторке нравятся скороговорки – белгородка тараторит, всех перескороговорит.

19. Ёж на пляже на часок иглы отложил в песок.

20. Носорога бегемот издавна терпеть не может – из‑за рога носорога зависть его гложет.

21. Сена – не Нева, не та синева.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×