Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 сентября 2016, 14:56
 Елена Мирошниченко 2038

Лети, волан!

Белгородские детсадовцы заинтересовались бадминтоном

Лети, волан! Фото из архива Маргариты Швец
  • Елена Мирошниченко

Познакомившись с Маргаритой Швец, инструктором по физической культуре детского сада № 88 областного центра, я поняла, почему мои собственные дети не любят играть в бадминтон. Мне, без скидок на их возраст, хотелось захватывающей игры сразу и сейчас. Дети моих ожиданий не оправдывали, и после нескольких бесполезных попыток поиграть с ними в таком темпе ракетка с воланом отправлялись в дальний угол.

От подобных ошибок родители, приводящие своих детей в детский сад, в котором работает Маргарита Швец, гарантированно избавлены. Бадминтоном здесь начинают заниматься в младших группах, причём сначала берут в руки только волан. Основные занятия с ракеткой достаются средней и старшей группам, так что к первому удару дети приходят более чем подготовленные, ведь к этому времени они с воланом уже на ты.

День начинается с утренней разминки, и волан опять же здесь главный. Его надо держать на вытянутой руке, бросать и ловить, кидать на дальность, подпрыгивать и доставать, если он висит на верёвочке, и ещё десятки самых разных упражнений, придумать которые можно, только имея немалую фантазию. Но Маргарите Швец это удалось, и теперь она соавтор готовящегося к печати сборника «Бадминтон в детском саду» доктора наук, профессора кафедры дошкольного образования НИУ «БелГУ» Людмилы Волошиной.

Людмила Николаевна объединила вокруг себя инициативных и творческих работников детских садов, у многих из которых она в своё время была преподавателем. Вместе они разрабатывали программу «Играйте на здоровье», которая недавно отпраздновала пятнадцатилетие, по‑прежнему оставаясь востребованной. Благодаря этой программе энергичные подвижные игры становятся по силам даже сегодняшним детям, многие из которых имеют недостаточную физическую подготовленность чаще всего из‑за чрезмерного увлечения другими играми – компьютерными.

Ракетка

В программе «Играйте на здоровье» элементы спорта используются в играх, а не в чисто тренировочной деятельности, поэтому от детей никто не ждёт весомых спортивных результатов, будь то городки, теннис, игра в мяч. Маргарита Швец в своё время выбрала бадминтон. И если методический материал по занятиям со старшими детьми уже был разработан, то всерьёз заниматься бадминтоном с малышами до этого никому не приходило в голову.

«Надо было придумать такие упражнения, чтобы не только с их помощью развивать ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, но и формировать и поддерживать растущий интерес к игре у детей», – говорит Маргарита Швец.

В спортзал были закуплены 30 воланов и 15 пар ракеток, кроме того, игровые наборы были в группах. Откуда пришёл бадминтон – ответ на этот вопрос должен был знать каждый ребёнок: образовательные занятия проводили воспитатели, дома с родителями дети делали поделки – ракетки из подручных материалов, из воланов на скорость строили высокие башни. Игры с элементами бадминтона использовали в любой сезон: зимой в спортзале натягивали сетку, в тёплое время года выходили на площадку, некоторые занятия можно было проводить в группах.

«Например игра в охотника. Дети образуют круг, руки за спиной, передают друг другу волан, чтобы не видел ведущий. Подобные игры можно проводить в любых стеснённых условиях», – делится Маргарита Швец.

А сколько азарта в «ловишках», а ведь всего лишь мяч был заменён воланом!

Дети подрастают, и начинаются занятия посложнее.

«Они учатся отбивать волан ракеткой, что развивает у них координацию и ловкость, стремятся правильно отражать его, здесь нужна точность и сила ударов, отрабатывают умение перебрасывать волан через сетку, – говорит Маргарита Швец. – Дети должны свободно передвигаться по площадке, нанося разнообразные удары сверху, снизу, справа, слева. Но всё обучение происходит только в форме игры. Дайте детям задание так ударить волан ракеткой, чтобы он попал в баскетбольный круг, и скучное задание на отработку точности удара станет азартным соревнованием».

И очень важно, что работа с воланом – своеобразный тренажёр для глаз. Зрение у детей начинает падать уже в три-четыре года, а игра препятствует этому. Постоянное слежение за движущимся объектом, частые повороты туловища и шеи – всё это оптимально для лечения близорукости, утверждают специалисты. И если гимнастику для глаз ребёнку делать скучно и он, как правило, увиливает от таких занятий, то во время работы с воланом это происходит само собой.

Игра для всех

Просто непонятно, почему бадминтон как спортивная игра сейчас так не развит. Она недорогая, нетравматичная, можно заниматься на любой открытой площадке, будь то пляж или поляна в лесу, лишь бы ветер не сдувал волан. И воспитанники детского сада обучаются ей не только с целью получения спортивных навыков, но и для того, чтобы они могли выйти в свой двор, научить этой игре сверстников, сподвигнуть на спортивные занятия родителей. Ведь те точно когда‑то брали в руки ракетки, но почему‑то забросили эту игру.

«Вы не представляете, насколько азартны наши родители, когда на совместных спортивных праздниках с детьми они выполняют упражнения с ракетками и воланом. Они с таким удовольствием бегают эстафеты, стараясь, чтобы волан не упал с ракетки, соревнуются на меткость, забивая воланы в баскетбольный круг или обруч», – делится Маргарита Швец.

И ещё картина, которая всегда радует её, когда пришедшие вечером за детьми родители не уходят сразу домой, а берут в руки ракетки и начинают играть со своими детьми. Играют в детском саду – значит, будут играть дома, выйдут с ними во двор, возьмут их на природу, уверена она. И, как подтверждают многолетние наблюдения, так действительно и происходит.

Совсем недавно Маргарита Швец перешла на работу по соседству с домом, в детский сад № 49, скоро малыши будут сдавать физкультурные тесты, и главным в них, конечно же, будет бадминтонный волан.


В пособии «Бадминтон в детском саду» десятки упражнений с воланом и ракеткой (кстати, по замыслу педагогов, она может становиться даже лошадкой), сценарии спортивных праздников и многочисленные варианты разминок, разработанные белгородскими специалистами. А вот какие упражнения можно делать на отдыхе с детьми. Весёлое настроение вам обеспечено.

Кто дальше

Дети делятся по двое: у одного – волан и ракетка, у другого – флажок. По сигналу первые выполняют подачу, вторые ставят флажок у самой дальней подачи, затем меняются местами (по 3 попытки каждому). Побеждает тот, чей флажок дальше.

Успей взять

Воланов разложено по кругу на один меньше, чем пар. Дети с родителями парами бегают по кругу под музыку, как только музыка остановилась, взрослый берёт волан и ставит его на голову ребёнка. Кому не хватило и у кого волан упал с головы, выходят из игры. Впрочем, играть могут только дети, а взрослые будут проводить игру.

Весёлый шмель

Дети и родители стоят в кругу, перед каждым на полу лежит ракетка. Передают волан из рук в руки и произносят слова: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я летаю и жужжу! Я – большой весёлый шмель, мне жужжать весь день не лень. Ты ко мне не подходи, а то ужалю – всё, беги!».

После этих слов все берут ракетки и отбивают волан. Кто пропустит, считается ужаленным. Ужаленный игрок не выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участие в игре до тех пор, пока не упадёт волан у другого игрока. После этого игрок поворачивается, а другой ужаленный отворачивается.

А вот простейшие упражнения, с которых можно начинать обучение игре и которые являются отличным тренажёром для глаз.

Подбрось-поймай

Надо бросать волан вверх невысоко и ловить его двумя руками, потом правой бросать, а левой ловить, и наоборот. Следить глазами за воланом.

Подбрось, поймай, падать не давай

Перебрасывание волана с руки на руку. Бросать волан как можно выше.

Пронеси, не урони

Надо пронести волан на ракетке по гимнастической скамейке (или просто по нарисованной на земле линии). Ракетка должна быть в прямой руке, выполнять правой и левой руками.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×