Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 июля 2016, 14:04
 Сергей Ерёмин 1505

Император Николай I: Царский портрет – не икона, ему не место в храме! Снять!

Исполнилось 220 лет со дня рождения императора Николая I

 Император Николай I: Царский портрет – не икона, ему не место в храме! Снять!
  • Сергей Ерёмин

В Белгород он приезжал не менее четырёх раз – в 1832, 1835, 1836 и 1838 году. Но наиболее известны подробности первого визита, об одном из эпизодов которого, находясь уже в Воронеже, император отправил обер-прокурору Святейшего Синода князю Петру Мещерскому следующее послание: «Был в Белгороде, в соборе, к крайнему моему удивлению, неудовольствию и стыду, увидев висящий мой портрет, велел чрез губернатора оный снять; поручаю Синоду моим именем епископу за сие сделать строжайший выговор, с объявлением по всем епархиям».

Состоялось разбирательство, в ходе которого выяснилось, что епископ Илиодор не виноват: в Свято-Троицком соборе Белгорода с давних пор существует традиция размещать на боковой стене изображение каждого царствующего монарха, чтобы народ мог его видеть. «Ознакомившись с выводами и рекомендациями Святейшего Синода, Николай I повелел снять с епископа Илиодора взыскание», – говорится в статье краеведа Александра Крупенкова в «Белгородской энциклопедии».

Главным редактором «Белгородской энциклопедии», автором её идеи и концепции является заместитель председателя Общественной палаты области историк Виктор Овчинников.

«Приведённый в энциклопедии факт, – говорит Виктор Васильевич, – можно рассматривать как весьма характерный элемент мозаики из большой живописной картины о жизненном пути Николая I. Причём хотелось бы отметить, его личность и деятельность не нуждаются в так называемом новом прочтении. О той эпохе исследователями почти всё написано. Жаль только, что сегодня эти труды не востребованы – ни просто для чтения (подчас весьма увлекательного), ни для осмысления, чтобы извлечь уроки».

— Но о событиях 14 декабря 1825 года, о том, что великий князь Николай Павлович вовсе не собирался и не готовился стать во главе государства, но в силу сложившихся обстоятельств вынужден был занять трон, знает, пожалуй, каждый школьник. Хотя бы в узких рамках ЕГЭ.

 – Вот-вот, в узких рамках… Тема же заслуживает более обстоятельного знания. Сейчас отмечу лишь ключевой момент. Те, кто должен быть оплотом государства, тогда подняли руку на устройство Отечества, задумали всё переиначить на западный манер да бегом! Но накопившиеся проблемы не решаются сразу, по взмаху некоей волшебной палочки. Необходима длительная, целенаправленная и системная работа. Должны пройти многие годы, наполненные трудом всего народа и всех чиновников.

— Ага, чиновники прямо‑таки засучили рукава для созидательного труда…

— Их заставляли делать это. Именно при Николае I начались регулярные ревизии всевозможных правящих инстанций, суды над чиновниками перестали быть редкостью. При централизации государственной власти стала формироваться идеология борьбы с коррупцией. Напомню: постановка гоголевского «Ревизора» стала возможной прежде всего благодаря царю, желавшему поправить дела в государстве. Только преобразовывать Россию революциями он категорически не хотел – от них, как он видел на примере Европы, мало толку.

— Знаменитый историк Василий Осипович Ключевский так характеризовал внутреннюю политику императора: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества… Но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник». А вы как считаете?

— Ключевский – гениальная личность. Только с позиций нашего времени надо сделать некоторую корректировку. Безусловно, Николай I – один из образованнейших людей своей эпохи. И он, повторю, понимал, что нельзя решить все проблемы сразу, надо подготовить соответствующую почву. Не случайно многие историки характеризуют его как человека великой мудрости и политической дальновидности. Кто может это убедительно подтвердить? Прежде всего, его сын и внук: Александр II и Александр III. Для их реформаторской деятельности поле было возделано их отцом и дедом. В интересах России!

— Николай I не только готовил почву для будущих преобразований. Назовём основные достижения трёх десятилетий его царствования.

— Не будем идеализировать. Проблем хватало, найдётся, за что предъявлять претензии. Но и достижений немало. Например, бурный рост промышленного производства – сахарного, текстильного, кожевенного… Свои станки стали делать, даже паровозы. Первая железная дорога появилась. Шоссейные дороги с твёрдым покрытием начали строить, причём интенсивно. Кодификация законов, финансовая реформа – это тоже трудно переоценить. Или такой факт. Поскольку в Крымской войне были значительные потери офицерского состава, император распорядился наладить обучение строю и военным наукам в гимназиях и университетах. В связи с этим его вполне можно считать основоположником так хорошо знакомой нам сегодня начальной военной подготовки, которой в нашей области уделяется особое внимание.

— Какие ещё исторические нити, связывающие белгородчину с эпохой Николая I, можно назвать?

— Хорошо известно, что первый декабрист Владимир Раевский – наш земляк. Также наш край является родиной декабристов братьев Чернышёвых. А их мама известна тем, что принимала роды брата Николая I – его предшественника на троне – Александра I. Вот как всё переплетено в истории.



Поэт и царь

Когда Александра Сергеевича Пушкина не стало, Николай I «Запиской о милостях семье Пушкина» распорядился:

  1. Заплатить долги.
  2. Заложенное имение отца очистить от долга.
  3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
  4. Сыновей в пажи и по 1500 руб. на воспитание каждого по вступлении на службу.
  5. Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.
  6. Единовременно 10 тысяч руб.

Всем досталось…

«Если бы сам государь не оказал своего высокого покровительства и заступничества, то, вероятно, «Ревизор» не был бы никогда игран или напечатан», – сообщал Николай Гоголь в письме матери.

«Приехав неожиданно в театр, император Николай Павлович пробыл до окончания пьесы («Ревизор». – Прим. ред.), от души смеялся и, выходя из ложи, сказал: «Ну пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!», – из воспоминаний актёра Петра Каратыгина.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×