Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 марта 2016, 10:32
 Евгений Ромашов 2191

Семь пареньков и одна девочка

Строитель стал столицей белгородского фехтования

Семь пареньков и одна девочка Фото Юрия Бограда
  • Евгений Ромашов

Для молодых и совсем юных читателей объясним заголовок. В советские времена была весьма популярна комедия «Семь стариков и одна девушка». Там девушка-инструктор по физкультуре преодолевает инерцию не желающих поправлять здоровье движением пенсионеров. Аналогия у нас возникла из-за девушки-тренера и её питомицы, которая на первом турнирчике-«междусобойчике» победила семерых мальчишек.

Конечно, не семерых одним ударом, ибо сопернику в рапире нужно первым (или первой) нанести четыре укола. И так – каждому, если идёшь к чемпионству. Не будем преувеличивать значимости соревнований, прошедших недавно в ФОКе «Олимпийский» города Строителя, хотя и хочется. Учитывая отсутствие в области прочих фехтовальщиков, можно бросить хлёсткую фразу: девятилетняя школьница стала чемпионом области среди женщин… и мужчин! Обо всём по порядку.

Лучше вы к нам!

Ученица начальных классов Василина Маркелова фехтованием начала заниматься в Воркуте и после года занятий на соревнованиях стала подбираться к пьедесталу почёта на местных соревнованиях. Но тут семья перебралась в белгородский Строитель, откуда до ближайших фехтовальных краёв (Курска и курского же Курчатова) далековато.

Однако осенью в Строителе появился тренер по рапире Алексей Шульгин. А первым помощником в делах молодого наставника стал отец Василины – Кирилл Геннадьевич. Причём поддержал он тренера и первый набор юных рапиристов не только морально, но и по части экипировки – материально.

Однако жизненные обстоятельства Шульгина изменились, и Белгородчину он покинул. Правда, перед отъездом не забыл позаботиться о пионерах фехтовального движения в наших краях – предложил своё место Анастасии Мяснянкиной, с которой они в своё время тренировались у одного тренера. К ней-то наша творческая брига­да и прибыла в «Юбилейный» в конце нынешней зимы.

В большой Белгород

«Мы действительно тренировались у бывшей шпажистки, мастера спорта Анастасии Болеславовны Кирилловой, – рассказывает тоже Анастасия, к которой отчество «Андреевна» не лепится по молодости. – Было это в Курчатове, и я у неё прошла от восьмилетнего новичка до КМС и студентки знаменитой Малаховки (московский государственный институт физической культуры. – Прим. авт.). Потом случилась трагедия: прямо на тренировке у нашего тренера отказало сердце, которое её никогда не беспокоило. Ей было всего 36 лет…»

Анастасия Мяснянкина.
Анастасия Мяснянкина.
Фото Юрия Бограда

– Анастасия, кроме этой трагической причины, что ещё привело тебя в наши края? Куча сестёр и братьев и желание самостоятельности?

– Да нет. Я была единственным ребёнком в семье, мои не очень-то обрадовались переезду в Белгород, особенно дедушка за меня беспокоится. Наверное, главная причина в том, что Курчатов – маленький город, тысяч на сорок жителей, всё крутится вокруг АЭС. Белгород по сравнению с ним – почти мегаполис.

– И снимать в нём квартиру наверняка дороговато…

– Да, отдавать 14 тысяч за жильё из моей 20-тысячной зарплаты – многовато.

– Никогда не поверю, что девушка в нашем городе способна втиснуть свой бюджет в оставшиеся шесть тысяч. Наверное, в «мегаполисе» нашёлся кто-нибудь, на кого можно рассчитывать в дальнейшем?

– Давайте лучше перейдём от моей личной арифметики к фехтовальной!

Простая арифметика

– Тогда давайте виртуально, при помощи калькулятора, экипируем юного рапириста-любителя. Итак, для занятий нужны…

– Куртка за 3 500 рублей, маска – от 2 200 до 4 000, набочник – 850, гетры – 500-600, специальная обувь (которую на первых порах можно заменить обычной спортивной) – 4 400, к соревнованиям дополнительно – электрокурточка и шнуры – более 4 000. Ну и собственно рапира – совершенно произвольной стоимости в зависимости от класса.

– Ну всё же дешевле, чем в фигурном катании или хоккее. А за какое время этот набор изнашивается и требует замены?

– Его хватает на несколько лет, если брать с запасом по размеру и росту. Ведь подростки растут очень по-разному!

– А где у вас тут фехтовальная дорожка и сколько она стоит?

– Стоит около 330 тысяч, но у нас её нет!

– Совсем?!

– Не совсем. Говорят, в область прислали пару в комплекте ФОКов. Наша федерация написала письмо, чтобы нам одну выделили. Ждём!

Фото Юрия Бограда

Рапира в отличие…

– Анастасия, многие рапиру от шпаги не отличат. Мы вот знаем, что есть ещё сабля, которой можно «рубить» по всем частям тела…

– Рапира отличается от шпаги весом (500 граммов против 750), более малой гардой. Длина рапиры у взрослых и детей одинаковая – 110 см. Защитываются уколы в туловище и в козырёк маски…

– Я что-то у ваших воспитанников не наблюдаю никакого козырька!

– Так мы называем защитный круг вокруг шеи.

– Как насчёт травмоопасности? Колоть можно только спереди или и в спину, в бок?

– Если рапирист с помощью финтов или скорости зайдёт сзади или сбоку – пожалуйста. Слово «колоть» не подходит: на рапире прикреплён специальный шарик-наконечник. Так что травмироваться сложно. Хотя небольшие синяки на ногах – обычное дело. Особенно у начинающих. А мы все начинающие: я тренирую ребят с прошлого ноября. Кроме строительских, у меня ещё две девочки и мальчик в Белгороде. Тренируемся в помещении под семинарией.

– В прошлом веке все мальчишки были повёрнуты на «Трёх мушкетёрах», и их шпагами были любые прутья. Новые фильмы-версии по мотивам Дюма снимают до сих пор. Что ж так мало учеников? Ведь даже Пушкин в лицее учился не только стихосложению, но и танцам, и фехтованию. Куряне вот активно фехтование развивают… Мы что, хуже?

– Думаю, просто за несколько месяцев моей тренерской работы в области о нас ещё не узнали. Вот в сентябре получим лицензию, съездим на соревнования в Курск или Ярославль…

– А пока расскажем о первых соревнованиях на Белгородчине!

– Пусть лучше наша чемпионка расскажет: у неё единственной, по сравнению с мальчишками, такое звание есть.

Чемпионка Василина

– Василина, ты, наверное, в северных краях (Воркуте. – Прим. авт.) много успела выиграть?

– Нет, год занятий – это мало. Раз заняла четвёртое место, больше не получилось.

– А на вашем здешнем турнирчике как ты умудрилась выиграть все свои бои? Хоть ты и поопытнее, но мы видим мальчишек повыше, и руки у них подлиннее.

– А я и не все выиграла. На предварительном круге у меня Коля Мирошниченко выиграл, по-моему, 4:2. А в финале уже я у него выиграла, если правильно помню, с тем же счётом.

Василина Маркелова.
Василина Маркелова.
Фото Юрия Бограда

– Кроме рапиры, уроков и домашних дел ещё чем-то увлекаешься?

– Люблю рисовать, а ещё в школьном хоре пою.

– А любимый школьный предмет?

– Русский язык. Только у меня по нему пока четвёрка. Я хорошистка, не отличница.

– А что ж физкультуру не назвала?

– Ну не знаю. Наверное, мне тут физкультуры хватает!

Что «вынянчится»?

Пока мы отвлекали Василину от тренировки, её тренера Анастасию отвлекал самый младший рапирист, по-моему, Никита. Когда что-нибудь выиграет, мы имя и фамилию выучим. А пока паренёк попросил тренера что-то поправить в амуниции. Анастасия Андреевна с этим справилась мгновенно, не хуже мамы.

…А когда мы уезжали из Строителя, вспомнилось, как тренер рассказывала, как она с учениками ролями поменялась. Дело было на катке, где дети с восторгом учили кандидата в мастера спорта кататься на коньках. Говорит, что хохоту было изрядно.

А вот что «вынянчится» из местной секции фехтования, посмотрим осенью, когда начнут цыплят считать и дебютировать на соревнованиях. Если с годами кто-то проклюнется и в чемпионы, мы будем гордиться, что первыми про них написали и сфотографировали. Давайте, семь пареньков, одна девочка из Строителя и трио из Белгорода. И не забывайте девиз мушкетёров из Дюма: «Один за всех, и все за одного!».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×