Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 февраля 2016, 11:41
 Алексей Стопичев 1401

Скудоумные шутники

Пора образумить тех, кто пугает людей ложью о якобы заложенных бомбах

Скудоумные шутники Сообщение о бомбе на автовокзале также оказалось ложным. Фото Алексея Стопичева
  • Алексей Стопичев

В Белгороде супруги Анна и Сергей вечером в светлый праздник Рождества Христова пришли на Соборную площадь. Там нарядная ёлка, яркие огни, радостные люди. И вдруг к супругам подошёл полицейский и попросил покинуть площадь. В праздничной толпе как ветер пронеслось страшное слово «бомба». Люди торопливо уходили с площади. Праздник для сотен белгородцев был безнадёжно испорчен.

Ложное сообщение

Белгородцы, которым 6 января пришлось спешно эвакуироваться с Соборной площади, очень удивились бы, узнав, что праздник им испортил их же земляк. Нетрезвый пожилой мужчина заявил дежурящим на площади инспекторам ГАИ, что заминировал ёлку, а детонатор у него в мобильном телефоне.

Не успел мужчина договорить, как оказался на земле. Полицейские мгновенно выбили у него из рук мобильный телефон, надели наручники и по рации вызвали подкрепление.

В полдесятого вечера пришлось эвакуировать людей с площади. Сюда съехались экстренные службы: спасатели и медики. Оперативные группы и полицейские-кинологи с собаками обследовали каждый сантиметр пространства, но так ничего и не нашли. А задержанный белгородец невозмутимо наблюдал за поднявшимся переполохом.

Уголовное преследование

Кстати, невозмутимость 59-летнего шутника, «заминировавшего» Соборную площадь, испарилась после того, как он узнал о возбуждении уголовного дела по статье 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Максимальная санкция данной статьи по её первой части предусматривает штраф 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до трёх лет.

В Белгородской области в прошлом году по этой статье возбудили 21 уголовное дело. Выяснилось, что люди, делающие заведомо ложные сообщения об актах терроризма, руководствуются абсолютно дикими причинами. Большинство случаев - попытка отомстить кому-либо. В остальных случаях - желание в пьяном угаре разогнать свою скуку либо обычная шутка. И лишь потом, когда горе-террористов задерживают, приходит раскаяние и осознание случившегося.

Материальный ущерб

Большим сюрпризом для «террористов» стала бы материальная ответственность. Ведь каждый выезд специальных служб по ложному вызову влетает для государства в большую копеечку. Однако точную сумму назвать пока невозможно, поскольку на сегодняшний день нет методики подсчёта убытков. А они разные. Одно дело, когда из-за ложного сообщения о бомбе закрыли маленький магазин, и совсем другое, когда парализована работа аэропорта либо вокзала и перекрыты центральные улицы города.

Спасатели, медики и полицейские акцентируют внимание ещё на одной проблеме. Пока десятки сотрудников спецслужб вынуждены искать устройство, которого нет, они могут просто не успеть прийти на помощь тем, кто в этом действительно нуждается. А в экстренных случаях такое промедление чревато самыми серьёзными последствиями. Вплоть до гибели людей, которые не виноваты в том, что какому-то отморозку захотелось дико пошутить…

Предлагают ужесточить

В конце прошлого года законодатели заговорили об ужесточении наказания за заведомо ложное сообщение о террористических актах. Так, депутат Государственной Думы Михаил Дегтярёв сообщил о том, что готовит изменения в Уголовный кодекс, где предложит удвоить сроки и штрафы.

Сейчас по части 1 статьи 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» максимальное наказание - это лишение свободы на срок до трёх лет. Однако судебная практика показывает, что такие преступления наказываются либо штрафами, либо исправительными или обязательными работами, либо ограничением свободы.

Чтобы такой вот шутник получил реальный срок - дело почти невероятное. Понимая, в какую серьёзную передрягу попали, обвиняемые сразу начинают сотрудничать со следствием, признают свою вину и просят об особом порядке рассмотрения уголовного дела в суде. А так как это деяние считается преступлением небольшой тяжести, судьи не назначают реальное лишение свободы.

Ужесточения не нужно

Известный белгородский адвокат Борис Золотухин уверен, что ужесточение наказания не требуется. Ведь по части 2 статьи 207 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок до семи лет.

«Есть такое понятие - юридическая техника. Если бы наши спецслужбы могли просчитать ущерб по реалиям, то многие дела были бы переквалифицированы по части второй. И я уверен, что каждое второе дело проходило бы по этой части. Но никто за это не берётся. А ведь сколько машин туда выезжает, сколько сотрудников работают. Перекрывают дороги. А моральные убытки граждан? По сути, законодатели уже всё предусмотрели. Просто нужно законодательно чётко разграничивать последствия. Пока же в методике нет даже определения подсчёта убытков ни моральных, ни материальных", - говорит Борис Анатольевич.

Тяжкие последствия

И здесь мы склонны согласиться с белгородским юристом. В статье есть прекрасная формулировка «иные тяжкие последствия». Для многих жителей области в связи с возросшей по всему миру террористической угрозой любое сообщение о бомбе и приказ эвакуироваться - уже тяжёлый стресс. И жизнь человека после такого потрясения ни лучше, ни светлее не станет.

Чтобы такие потрясения не исчислялись десятками, наверное, нужно действительно поскорее разработать соответствующую методику подсчёта материального ущерба и создавать прецедент наказания по части 2 статьи 207. Чтобы впредь шутникам неповадно было портить людям нервы и отрывать спецслужбы от действительно важных дел.

А между тем недавно в Губкине 32-летняя жительница  «заминировала» школу. Как она объяснила - ради шутки…

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×