Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 ноября 2015, 11:12
 Елена Мирошниченко 2452

Дорожка постоянного движения

Как детский сад стал спортивной экспериментальной площадкой академии образования

Дорожка постоянного движения Фото из архива детского сада №64, г. Белгород
  • Елена Мирошниченко

Детский сад как лотерея. Можно попасть в современное учреждение с бассейном, оборудованным спортзалом, большими площадками для прогулок. А можно в типовой детский сад, всю жизнь существующий без спонсоров, где на учёте каждый метр территории. И тем не менее где дети с удовольствием ходят на спортивные занятия, для которых созданы все условия.

Улитка или дорожка?

Спортивные занятия на уличных прогулках в детском саду № 64 областного центра расписаны по графику, какая группа и где занимается знают все воспитатели. Ведь оздоровительный комплекс детсада включает четыре спортивных центра, и надо чётко знать, что сегодня у детей за чем: «улитка», спортплощадка, дорожка движения? На типовой территории детского учреждения, которому уже не один десяток лет, смогло разместиться столько спортивных объектов, что все одиннадцать групп каждый день проводят спортивные занятия на свежем воздухе.

Несколько лет назад этот детский сад получил грант, деньги которого пошли на создание небольшой спортивной площадки, где проводятся занятия по волейболу, футболу, баскетболу. Площадка была нарасхват, и каждой группе доставалось в неделю не более двух занятий.

«И тогда мы придумали дорожку движения, – говорит директор детского сада № 64 Марина Мусанова. – Ребята идут вокруг нашего здания и под руководством воспитателя занимаются на спортивных объектах, которые занимают мало места, не требуют большого вложения денежных средств. По вечерам я с удовольствием наблюдаю, как дети ведут родителей по территории сада и с гордостью показывают, где, как и чем они занимались».

Вот, например, развешанные в два ряда между деревьями разноцветные шары. Ребята передвигают их гимнастической палкой по одному, два, три. Левой, правой, двумя руками.

А сколько занятий можно провести на обычной асфальтовой дорожке, которая есть в каждом детском саду! На нарисованной весёлой змейке можно пропрыгать на одной или двух ногах, идти на носках, пятках, приставными шагами. Нарисованная сужающаяся синяя полоса означает ручеёк. Ребёнок сам выбирает доступную по его мнению ширину и пытается его перепрыгнуть. Нарисованный на асфальте большой дубовый лист можно «отбивать» мячом, обводить ногами.

А какое поле для деятельности дают три обыкновенных обруча! Можно пролезть через них правым или левым боком, а если подвесить, то получаются отличные мишени.

Особых усилий не стоит сделать большие карточки с крупными цифрами и подвесить их на деревьях. А ребята, встретив их на своём пути, знают, что надо срочно перестраиваться в соответствии с написанной цифрой.

Можно между двумя деревьями по бокам дорожки натянуть верёвку и подвесить на разной высоте колокольчики, а дети с разбегу попытаются достать их в прыжке.

На асфальтовой дорожке детского сада нет пустого места. Для специалистов это простор для фантазии и разнообразных занятий.

Работаем в паре

На улице на асфальте листья от опавших деревьев.

«От какого дерева этот лист?» – спрашивает логопед. Дети должны чётко произнести слово «дуб».

Просто повторять это задание скучно. А если дать ребёнку мяч и попросить его «обстучать» этот листок, на каждом ударе чётко произнося слово «дуб», – это уже другая история. Увлекательная и интересная для детей.

Немало возможностей для релаксации воспитанников находит на дорожке движения психолог. Можно, например, со всеми детьми потянуться всем телом высоко-высоко и поздороваться с солнцем и хорошим днём: дети успокаиваются и разминаются заодно.

Сегодня дорожку движения для своих занятий используют все специалисты. Ведь кроме физического развития здесь можно вести познавательные, речевые, коммуникационные занятия. Воспитатели разрабатывают авторские занятия, и, как показала практика, их число неограниченно, поэтому занятия на дорожке всегда новые.

Фото из архива детского сада №64, г. Белгород

Как играть в городки?

На этот вопрос ответит не каждый взрослый. И даже не поймёт, что под его ногами на асфальтовой дорожке в детском саду № 64 нарисован полукон. Воспитанники этого детского сада не только знают многие специальные термины этой игры, но умеют правильно пользоваться битой и составлять фигуры. Занимаются ей в так называемом игровом центре спортивного комплекса, занятия в котором строятся по следующей схеме. Шесть ребят сражаются на теннисных столах, часть отрабатывает удары на ракетках, и две группы определяют сильнейших в городках.

Ещё один центр носит название двигательной активности. На небольшой площадке размещены несколько лабиринтов, рукоходы.

А ещё есть очень любимая ребятами «улитка».

«Корригирующие дорожки, которые очень полезны для профилактики сколиоза, плоскостопия, есть во многих детских садах, – говорит Марина Мусанова. – Для них много не надо, и чем только они не заполняются: еловыми шишками, каштанами, керамзитом. Но одиннадцать дорожек на каждой площадке при нашем недостатке места были непозволительной роскошью».

Одиннадцать маленьких дорожек сегодня превратились в закрученную спиралью тропку, по которой ребята прогуливаются гуськом. А если ещё на голову каждому положить по мешочку с песком, то хорошая осанка обеспечена.

А проблему с отсутствием бассейна, который сейчас есть во многих детских садах, здесь решили просто. Два раза в неделю воспитанники старшей и подготовительной групп отправляются в бассейн находящейся неподалёку спортшколы № 3. Занятия платные, но детсадовцам предоставляется 50-процентная скидка.

– Ваши дети, наверное, и болеть должны намного меньше? – спрашиваю я.

– В прошлом году в общем числе поступивших было 30 процентов здоровых детей. В этом только десять, – говорит Марина Мусанова. – Малыши приходят с хроническими заболеваниями. Мы помогаем родителям, чем можем. Проводим физиолечение при первых признаках заболевания, сами закаливаем детей и постоянно рассказываем родителям, как это правильно делать. И, кроме того, гуляем с детьми на открытом воздухе в любую погоду.

Сырость – не помеха

«Во что играть с детьми в сырую, дождливую погоду?». Это не риторический вопрос, это тема одного из семинаров, которые регулярно проходят в дошкольном учреждении. Во что играть, чтобы было безопасно, без подскальзываний и падений, и чтобы не испачкаться с ног до головы, но чтобы весело и интересно.

«К нам приходят очень хорошо подготовленные выпускники-воспитатели. Но вот таких мелочей многие пока не знают, – говорит Марина Мусанова. – Практически каждый вторник у нас педчас, когда руководитель по физкультуре учит весь коллектив новым спортивным играм в том числе. Играть можно во что угодно, главное, научиться самому и научить детей».

А ведь учить могут не только старшие, подумали в детском саду и решили, что лучше, чем ребёнок ребёнку, рассказать о том, как здорово заниматься в спортивных секциях, никто не сможет. Поэтому картинка с натуры, когда мальчик, полностью экипированный в спортивную форму хоккеиста, или девочка в гимнастической форме делятся своими впечатлениями о занятиях со сверстниками, здесь не редкость.

А ещё можно всей детсадовской группой сходить на спортивную арену «Оранжевый лёд» и познакомиться с настоящими хоккеистами и фигуристами.

Или вместе с родителями защитить проект о каком-нибудь виде спорта.

За опытом в Белгород

Польша, Казахстан, Украина. Специалисты из данных стран знакомились с опытом этого дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительной деятельности, так как детсад является федеральной экспериментальной площадкой Института социализации и образования Российской академии образования. Является он и региональной инновационной площадкой, поэтому здесь частыми гостями стали учащиеся педагогического колледжа и НИУ «БелГУ». В основе работы дошкольного учреждения лежит программа «Играйте на здоровье» профессора НИУ «БелГУ» Людмилы Волошиной.

Сама Марина Мусанова – единственная в нашей области заведующая детским садом, которая является кандидатом наук. Два года назад она защитила диссертацию по теме «Технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольных учреждениях». Она проработала 32 года в дошкольном образовании, из них 14 лет – воспитателем, и в основе научного труда лежал большой практический опыт. Защита длилась два с половиной часа, комиссия, встретив деятельного практика, закидала его вопросами.

Наработанный опыт может быть интересен очень многим, считает Марина Мусанова, постоянно повторяя, что всегда готова к сотрудничеству. Так что дело только за желающими максимально разнообразить досуг детей, не тратя на это больших денежных средств.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×