Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 ноября 2015, 13:17
 Владимир Бабич 2064

Щёкуны с бадиком

Зачем женщины старооскольского села Роговатое обвязывали головы

Щёкуны с бадиком Татьяна Фомина. Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич

Татьяна Фомина – учитель физики и математики в школе села Роговатое Старооскольского округа. Но когда она попадает в своё музейное царство и начинает увлечённо рассказывать о диковинных старинных экспонатах, ни за что и не подумаешь, что она преподаёт ребятне сухие, строгие науки. И фамилия у неё чисто роговатовская.

Сельская старина

«Ой, да тут все Фомины. Роговатка началась с Фоминых», – говорит Татьяна Николаевна.

За любовь к старине ей и поручили заведование школьным историко-этнографическим музеем. Эстафету она приняла от Ивана Дмитриевича Юдина, бывшего директора школы, который в 1986 году основал и много лет возглавлял музей. Сегодня в нём более 500 экспонатов, и все они собраны в селе. Вот ткацкий станок, а дальше – кованный сундук, рогачи, чугунки, ступы, мялки, прялки... У окна – деревянное корыто, в котором готовят знаменитую роговатовскую катанку. Для современных детей многие из этих предметов – загадка.

«Пришли ко мне на экскурсию дети из начальных классов. Показываю на прялку: «Что это такое?». Мальчишка, изображая гул самолёта, отвечает: «Штурвал!» – улыбается учительница.

В зале боевой славы портреты сельчан-фронтовиков. Из Роговатого на фронт ушло
1 887 человек, вернулось – 937. Есть тут и фото отца Татьяны Фоминой.

«Моя мама вышла замуж в 1944-ом, когда отец вернулся с фронта израненный», – говорит Татьяна Николаевна.

Лишь бы голову обвязать

А в общем зале – старинная одежда, характерная только для жителей этого села. Как выразилась Татьяна Николаевна, наряд роговатовки – это словно петровская Табель о рангах. По нему можно было определить возраст, статус и даже прилежность женщины.

Только замужние женщины имели право носить понёвы, которые надевали поверх рубахи. Первая понёва – красная, для женщин до 40 лет, самая красивая и богатая «по полотну». От 40 лет – голоклетка. А понёвы для пожилых назывались старушечьи полосы. Чем меньше зелёных полос было на понёве, тем старше женщина. Понёву «об одной зелёнке» носили женщины 70-80 лет.

Шили понёвы из шерстяной ткани, а разноцветные полосы вышивали нитками-мулине, которые покупали на ярмарках. К свадьбе нужно было иметь несколько будничных и праздничную понёвы.

А незамужние носили сарафаны.

«Если ты в сарафане и в 25 лет, то считалась никудышной девкой, – рассказывает Фомина. – Замуж-то выходили с 15 лет. А после 20 соглашались и за вдовца или за пришлого – лишь бы голову обвязать».

Голову обвязать – это надеть повязку, обозначающую, что ты замужняя женщина. Или вот если на праздник выходили в понёве без рубчика, то считалось, что хозяйка нерадивая. Потому что понёва должна лежать аккуратно свёрнутая в сундуке.

Татьяна Николаевна бережно достаёт самый ценный экспонат коллекции – свадебный головной убор невесты, состоящий из рожек, кички и самой оправы. Семейную реликвию в музей передала жительница села Мария Юдина.

«После венчания в церкви девушке надевают оправу и прикидывают рожки. Из одной девичьей косы ей делают две, завязывают их крест-накрест и укладывают в виде рожек. И голова покрывается платком-повязкой и косынкой», – объяснила Фомина.

По одной версии, от этих рожек и пошло название села. Другие источники утверждают, что если на село посмотреть с высоты птичьего полёта, то оно всё изрезано логами, перелесками, с виду похожими на рога, отсюда и Роговатое.

Из лаптей в туфельки

О роговатовских устоях Татьяна Николаевна многое узнала от бабушки и мамы, на которых часто ссылалась в своём рассказе. Её мама в молодости ещё носила понёву. А уже в 50-е годы она стала уходить из обихода. Смена мод запечатлена на одной из фотографий как раз того периода: стоят в поле женщины – одни в понёвах и лаптях, а другие уже в юбках и галошах. Но на тех и на других – «роговатовские чулки» – длинные носки из овечьей шерсти, снизу коричневые, а сверху белые.

«Новую моду принесли бухгалтерши и агрономы, приехавшие к нам из города, их называли «хохлушки», – говорит Фомина. – И наши женщины тоже старались от них не отставать. Первое ощущение, когда надела юбку, рассказывала мама, будто идёшь по селу раздетая. Понёва ведь была толстая, длинная».

В традиционные народные костюмы роговатовцы, в основном пожилые, наряжаются по большим праздникам да на сватовство и свадьбы. По старой традиции свататься шли с бадиком – это палка с множеством ярких разноцветных бантов.

«У меня за одну дочь приходили свататься вот так, с бадиком, и было так приятно», – говорит Татьяна Николаевна.

– А правда, что до сих пор роговатовцев можно узнать в любом месте по говору? – спрашиваю у Фоминой.

– Роговатовцев, действительно, до сих пор можно узнать по говору, в котором много щёканья и оканья: «Кума, щё? – Сергова день у вас, щё. – А тебе на щё? – Да купить детям кое-щё». За это нас до сих пор «щёкунами» дразнят, – с улыбкой продемонстрировала характерный роговатовский говор Татьяна Николаевна.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×