Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 августа 2015, 15:13
 Елена Байтингер 1626

Огонь и мёд Полубояриновых

Ивнянская семья вместе работает на пожарах и отдыхает на пасеке

Огонь и мёд Полубояриновых Полубояринов с внучкой. Фото из семейного архива
  • Елена Байтингер

В июле Тамара и Геннадий Полубояриновы отметили 41 год совместной жизни. Для их троих детей – Андрея, Василия и Анны – 2015 год тоже выдался юбилейным – они отметят 40, 30 и 20-летие соответственно.

Пчёлы – всегда подспорье

Глава семейства Геннадий Андреевич с супругой Тамарой Васильевной встречают нас у калитки своего участка в селе Федчёвка Ивнянского района.

«Это наша дача, – с порога принимаются рассказывать супруги. – Заехали вот хозяйство проведать».

За забором – дом 1947 года постройки, старый кирпич укреплён блоками – видно, что недавно:

«Мы с сыном Василием его увеличили, достроили немного. Ремонт внутри делаем».

«А тут у нас небольшая пасека», – проводит по владениям хозяин.

Пчёл Геннадий Андреевич держит уже 30 лет. Идею такого хозяйства ему подсказали коллеги – заядлые пасечники. Было время – вместе кочевали: собирались по пять-десять человек и вывозили пчёл в поля в период цветения медоносов – акации, подсолнуха, гречихи:

«Была у нас будка на колёсах – качок называется. В прицеп загружаем – и поехали. Весь сезон там были, дежурили по ночам – это очень интересно, – вспоминает Полубояринов. – А потом всё отошло, остался я один пасечник. Тяжеловато, конечно, но тем не менее радостно».

Сейчас у Геннадия Андре-евича осталось около 15 колодок.

«Раньше больше было. Но спрос на мёд не особый, сдавать некуда. Раньше в Белгороде был пищекомбинат, а в Ивне – заготконтора. Здесь принимали мёд по 3,90, а на пищекомбинате – по 4 рубля за килограмм. Проблем не было никаких. Можно было сдать 20 бидонов и получить 4 тысячи «с хвостиком». По тем временам машина «Жигули» стоила 5 600. А сейчас? Перекупщики берут по 80 рублей за килограмм. Ну кто будет сдавать за такие цены? – сетует пчеловод. – Закупают по 80, а продают по 400 рублей. Имеют больше, чем мы, хотя палец о палец не ударят».

Несмотря на проблемы со сбытом, Полубояринов-старший мечтает снова увеличить пасеку – до 30 колодок. Да и как иначе, когда рассказывает он о пчёлах с любовью и восхищением:

«Подойдёшь ночью к улью, а он гудит. Это пчёлы-трудяги влажность выгоняют. Нектар жидкий, а чтоб мёд получился, нужно его выпаривать. А когда они вентилируют, можно подойти к улью и дышать. Там такой стоит аромат мёда!»

На пасеке у Полубояриновых вся семья при деле – и Тамара Васильевна, и дети.

«Василий – главный помощник у нас, – рассказывает Геннадий Андреевич, – силовая тяга! Когда начинается качка, надо носить рамоносы. А они очень тяжёлые – килограммов 15, если не больше. И Василий помогает. А когда накачаем, помогает носить бидоны – в них по 60 килограммов веса».

Пожарная династия

Не только на пасеке семья работает сообща – ещё одним общим делом для них стала пожарная служба.

Полубояринов-старший всю жизнь работал водителем – сначала на скорой помощи,
а с 1983 года пришёл в ивнянскую пожарную часть № 23:

«Один из офицеров предложил –  у нас освободилось место, не желаешь ли прийти в пожарку? Я говорю – не знаю, надо посмотреть, получится ли. Попробовали на забор воды меня обучить. Я повторил, всё сделал. Начальник говорит – этот будет работать. И меня взяли. По сей день там и работаю».

Там же трудятся и двое его сыновей:  старший, Андрей – боец, непосредственно участвует в тушении пожаров, Василий – дознаватель, расследует причины возгорания. В пожарную часть в должности майора внутренней службы он перешёл из отдела полиции.

Фото из семейного архива Полубояриновых

«Почему перешёл? У нас отдел сократили, из 85 оставили 25 человек. Не хотелось терять погоны и службу», – подключился он к разговору.

Младшая, Анна, пока не работает, но с отцом и братьями всё же одного поля ягода – учится в БГТУ им. В.Г. Шухова по специальности «пожарная безопасность» и планирует продолжить обучение в Воронеже.

«Нас поднимают в любой момент, в любую минуту, – рассказывает о службе в пожарке Полубояринов. – На дежурстве всегда как сжатая пружина: только телефон – дзинь, а ты уже слышишь. Нас будить не надо. Вот сегодня ночью подняли нас по тревоге.  В хуторе Лучки случился поджог – сарай горел. Но местные потушить без нас успели».

Тамара Васильевна, единственная из семьи, с пожарной службой не связана – 25 лет она отработала бухгалтером в центральной районной аптеке в Ивне.

«Сейчас же всё частное стало – нет никаких центральных аптек. Когда раньше разговор шёл, что так будет, – не верилось. Думали, не может быть. Однако так и произошло», – вспоминает она.

За женой – в Сибирь

Сейчас Тамара Васильевна на пенсии и вместе с мужем присматривает за пасекой.

– Как же вы познакомились? – спрашиваю.

– А мы в школу в один класс ходили, – смеётся Геннадий Андреевич.

После школы он ушёл в армию, а она поступила в Костромской технологический техникум. А после окончания учёбы уехала работать по направлению в город Каргат Новосибирской области.

«Романтики захотелось, – улыбаясь, объясняет Тамара Васильевна. – Вообще-то мне можно было и домой ехать, но вот решила посмотреть Сибирь. А потом он приехал. Взял у родителей благословение и прилетел ко мне».

В Сибирь за любимой Геннадий Андреевич отправился сразу после демобилизации, благополучно избежав транзита на уборку в Казахстан:

«Явился к её родителям и говорю: я поехал за ней. Мы созвонились, и она сказала: я уже тут не могу, приезжай. И я – на самолёт. А на следующий день мы пошли  в ЗАГС.  Там женщина хорошая попалась,  сразу нас расписала – если жива, дай Бог ей здоровья!»

Свадьбу молодожёны отмечали уже в Ивне. Где до сих пор и живут. Совсем недавно чету Полубояриновых вполне заслуженно наградили –  медалью «За любовь и верность».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×